GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







ВАЖНОЕ
Авангард и китч

13.05.2005
Клемент ГРИНБЕРГ

Одна и та же цивилизация одновременно порождает столь разные вещи, как поэмы Т.С. Элиота – и песни в стиле поп (Tin Pan Alley), живопись Брака – и обложки журнала Saturday Evening Post. Все четыре образчика относятся к культуре и, очевидно, являются частями одной и той же культуры и продуктами одного и того же общества. Здесь, однако, связь этих явлений, по-видимому, заканчивается. Какое видение культуры, какое представление о ней достаточно емки, чтобы вместить в себя и стихи Элиота, и стихи Эдди Геста и установить между ними открывающее новые смыслы отношения? Не указывает ли наблюдающаяся в рамках одной культурной традиции несоразмерность подобных явлений культуры, которую всегда считали и продолжают считать самоочевидной, на то, что эта несоразмерность в природе вещей? Или же это нечто совершенно новое и присущее нашему времени? Ответ на этот вопрос предполагает нечто большее, чем исследования в области эстетики. Мне представляется необходимым предпринять исследование отношения между эстетическим опытом, с которым сталкивается конкретный, а не абстрактный индивидуум, и социальным и историческим контекстом возникновения этого опыта, причем такое исследование должно быть более тщательным и более оригинальным, чем исследования, выполненные ранее.

Художественная экономика России – место, где господин де Журден встречается с Великим Гэтсби

31.03.2005
Андрей КОВАЛЕВ

Принято считать, что художественного рынка в России не существует. До сих пор во вполне прогрессивных изданиях обсуждается проблема "Является ли произведением искусства "Черный квадрат" Малевича?". Если к этому прибавить еще и те опасности, которые составляет для всякого рыночного агента установившаяся в России мафиозная экономика, можно легко понять, почему столь общительные в силу своей профессии хозяева галерей, вдруг неожиданно замолкают, когда их начинаешь расспрашивать о таких простых вещах, как суммы продаж и годовой бюджет. Тем не менее, даже внешние приметы говорят о том, что московских галереях дела идут неплохо – регулярно открываются выставки, часто сопровождаемые весьма обильными фуршетами, а автоcтоянки перед Центральным домом художника в день открытия ярмарки "Арт Москва" поражают количеством дорогих авто, откуда выходят джентльмены в недешёвых костюмах и дамы в мехах.

Искусство. Дизайн. Политика
Лекция, состоявшаяся в рамках "Арт Москвы" (2004)

28.05.2004
Борис ГРОЙС

Почему эта комбинация: искусство, дизайн, политика? В последнее время политическое искусство все больше и больше входит в моду, находится в центре внимания художественной общественности. Если сейчас кого-то приглашают на выставки на Западе, то чаще всего это выставки политического искусства. Практически все симпозиумы и конференции посвящены соотношению между искусством и политическим радикализмом. Вот некоторые впечатления и моя собственная точка зрения на этот вопрос, с той поправкой, что я не очень хорошо знаю, насколько тема политического искусства присутствует здесь, в России, в общественном сознании.

IV Круглый стол в галерее "Д137" на тему "Голый куратор"

13.05.2004

Это уже четвертый Круглый стол в "Д137" и уже накопились материалы первого и второго Круглых столов. Первый был три года назад и назывался "Жива ли картина?". Второй Круглый стол назывался "Тенденции развития современного искусства" его вел Тимур Петрович Новиков, третий – "Рихард Вагнер. Современное искусство. Петербург", организованный совместно с Немецким Культурным Центром им. Гете, который вел Иван Дмитриевич Чечет.

Искусство против географии
Вместо предисловия к каталогу

2.10.2001
Александр БОРОВСКИЙ

Мы устали оттого, что многие феномены в контексте российской традиции не равны себе: "Поэт в России больше, чем поэт ..." и т.д. Но что делать: галерея в России больше, чем галерея. Было бы гораздо проще, если бы всяк выполнял свое дело: поэт - поэтово, галерея - галереево. Не судьба.

Музеи в России и механизм культурной политики

2.10.2000
Марат ГЕЛЬМАН

Вопреки убогой культурной политике, современное искусство в России развивается. Вопреки изоляционистским тенденциям в обществе - русские художники и литераторы говорят на интернациональном языке современной культуры. Мировые тенденции, так или иначе, отражаются в искусстве не только Москвы и Питера, но Екатеринбурга и Калининграда. Все то, что могло состояться усилием личностей - состоялось. Не было лишь одного - культурной политики, без которой невозможно обратное - влияние русского искусства на мировой художественный процесс.

Музеи: образ, рынок, власть

2.10.2000
Марат ГЕЛЬМАН

Музей современного искусства - это явление XX века, можно сказать, такая же новинка, как самолет, автомобиль и пластиковая электронная карта. Именно в начале XX века оказалось, что одновременно живут несколько поколений художников, чьи имена уже стали историей искусства. Человеческая жизнь не стала длиннее, но она стала интенсивнее: теперь отрезок времени, равный продолжительности жизни одного поколения, вмещает в себя 3-4 смены парадигмы в искусстве.

Сердце Автора

20.03.2000
Екатерина ДЕГОТЬ

Автор умирает в одиночку: постструктуралистская теория сообщила, как известно, о его смерти, но лишь такого Автора, который является символом точечной автономной индивидуальности Нового времени, - субъекта в мужском роде и единственном числе. Других не предупреждали, и множественный, например, автор рассчитывает еще протянуть. В ХХ веке, и особенно в его конце, оказались, в самом деле, распространены различные формы группового и парного творчества, сетевой деятельности, сотрудничества, соавторства, диалога и коммуникативности, которые как будто гарантируют от смерти.

Как было и как будет?

5.10.1999
Анатолий ОСМОЛОВСКИЙ

Я думаю, что итоги нужно подводить не из-за банальной смены десятилетий, а потому что, очевидно Россия вступает в иную социально-политическую эпоху. Предстоящая смена власти, в какие бы руки она не попала, создаст принципиально иное измерение художественной активности. Вряд ли это измерение будет даже отдаленно таким плодотворным, каким оно было в девяностых годах.

О музее современного искусства

5.09.1999
Борис ГРОЙС

В последнее время культурное развитие приобрело несколько странный характер. С одной стороны, неумолимо и по всему миру растет число музеев современного искусства. В них вкладываются деньги, приглашаются знаменитые архитекторы, им делается реклама и т. д. С другой стороны, никогда ранее эта художественная институция - все ее аспекты, но прежде всего ее предназначение музеифицировать современное искусство - не подвергалась столь серьезному сомнению. Наряду с этим, аргументы - как авангардистского, так и анти-авангардистского толка, переплетаются в актуальной критике музейных институций столь трудно расчленимым образом, что какое-либо возражение ей представляется почти невозможным. Тем не менее, с подобными возражениями я и попытаюсь выступить.

Как нам обустроить российское искусство

5.06.1999
Ирина БАЗИЛЕВА

Для России 90-е годы начались с "победы" у Белого Дома, а для всех, кто связывает себя с актуальным искусством, эта победа праздновалась открытием Центра современного искусства на Якиманке. И то, и другое событие символизировали тогда обретение собственной национальной и культурной идентичности. ЦСИ был первой "своей" институцией, в него было вложены самые горячие надежды и самые искренние усилия. После него возникало и умирало много больших и малых инициатив, но именно с прекращением его деятельности стало ясно, что время иллюзий окончательно прошло.

90-е: свобода от искусства

5.06.1999
Томаш ПОСПИШЛ

Конец десятилетия настиг нас быстрее, чем кто-либо мог ожидать. Одно из объяснений этому в том, что миллениум завершился в Чехии уже в 1989 году. То, что происходило после этой даты, - уже другая эпоха.

Культурные противоречия тусовки

2.05.1999
Виктор МИЗИАНО

Тусовка не вписывается в контуры того, что принято определять официальной культурой. Она собственно и возникла как прямой результат распада официальной культуры и ее институций. На протяжении своего десятилетнего существования тусовка так и не обрела систему санкционированных властью институций, власть так и не захотела видеть в ней средство репрезентации. Тусовка - это как раз и есть форма самоорганизации художественной среды в ситуации отсутствия институций и государственного протекционизма.

Три галереи в поисках музея

30.10.1998
Екатерина ДЕГОТЬ

Айдан-галерея, галерея XL и галерея Гельмана являются общепризнанно лучшими. Background их владельцев очень различен. Айдан Салахова - сама художник. Ее работы, в частности, выставляются в XL. Такое смешение ролей может показаться странным западному наблюдателю, но в России оно в известном смысле продолжает традицию, заложенную еще в начале ХХ века художник на протяжении всего ХХ века был сам себе и галеристом, и критиком. Марат Гельман начинал как коммерсант, но вскоре соединил хобби и коммерцию, основав галерею. Елена Селина, имеющая шестилетний опыт галериста, из них четыре года - в своей галерее XL, историк искусства по образованию.

Размышления об изобразительном искусстве в России

30.10.1998
Людмила ЛУНИНА

Положение в современном московском искусстве напоминает фильм катастроф: цивилизация разрушена и люди вынуждены ютиться в руинах.

Современное искусство - сфера западничества

19.10.1998
Екатерина ДЕГОТЬ

В отличие от Европы, у нас не существует легитимной истории русского искусства ХХ века, мы не можем сказать, что есть история, относительно которой все согласны, что "так оно и есть": Малевич породил соцреализм, а соцреализм породил Кабакова и т.д. Хотя так считают многие среди немногих, среди тех, кого вообще интересует эта тема, кто имеет контакты с западным художественным миром.

Что делать

19.10.1998
Марат ГЕЛЬМАН

Задача - определение актуальной стратегии в художественной среде, формирование оснований для художественной политики в государственных масштабах, создание полноценного сектора рынка. Фактически речь идет об ограничении области номинации "современное искусство" и, за счет консолидации значимой части среды, уменьшении трансакционных издержек - сведении к минимуму взаимного риска.

Ситуация в современном искусстве с высоты птичьего полета

8.02.1998
Тимур НОВИКОВ

Современное искусство - это очень громоздкое, сложное явление, которое если рассматривать его вблизи, невозможно охватить взглядом полностью. Для того, чтобы понять сущность процесса, или хотя бы попытаться понять его, нужно, на мой взгляд, максимально от него удалиться и посмотреть, как через бинокль в обратную сторону, уменьшая.

Что надо знать о концептуализме

8.02.1998
Д.А.ПРИГОВ

<...> концептуализм, возникнув как реакция на поп-арт с его фетишизацией предмета и масс-медиа, основным содержанием, пафосом своей деятельности объявил драматургию взаимоотношения предмета и языка описания, совокупление различных языков за спиной предметов, замещение, поглощение языком предмета и всю сумму проблем и эффектов, возникающих в пределах этой драматургии.

Что такое современное искусство. Лекция.

18.06.1996
Борис ГРОЙС

Вопрос, что такое искусство, возникает постоянно. И возникает вопрос, почему вообще возникает этот вопрос. Потому что не только не возникает вопроса, что такое лошадь или корова, но не возникает и множества других вопросов относительно многих других вещей. Что же касается искусства, то люди задаются вопросом, что это такое, и более того, стремятся ответить на этот вопрос в рамках самого искусства.
Встреча с Борисом Гройсом происходила 18 июня 1996 года в Зеленом зале Зубовского института в Петербурге.

Дилетантизм в искусстве

2.07.1991
Виктор МИЗИАНО

Искусство Дмитрия Гутова, лишенное экстравертной провокационности и отличающееся скорее кабинетной интеллектуальностью, обладает однако не меньшей бесшабашной радикальностью. Драматизм актуальности стирает нюансы, ныне не возможно быть релятивистом: катастрофа возрождает потребность в абсолютной истине.


пред. страница | след. страница

















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков