GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







ДОСЬЕ


"Этапы мышления" Юрия Злотникова
Выставка в Третьяковской галерее

12.03.2004
Евграф КОНЧИН

Галерея живописных портретов, исполненных в реалистической манере, и вполне фигуративных серий "Витрина", "Город", "В столовой", "Стройка в Балаково"... Он мог бы на них остановиться и стал бы большим, признанным художником, с яркой, вполне узнаваемой индивидуальностью. Но вся сущность его творчества и поисков - быть неузнаваемым.

Пятно, пущенное в пространство
Ретроспектива работ Юрия Злотникова в Третьяковской галерее на Крымском валу

11.03.2004
Павел ГОЛУБЕВ

Казалось бы - очень хорошая, продуманная, грамотная, отчасти технократичная абстракция - "песнь песней" 60-х, "оттепели". Однако, глядя на картины Злотникова, ощущаешь присутствие чего-то древнего, почти средневекового.

Модернизм для Матрицы

5.03.2004
Андрей КОВАЛЕВ

Злотников - один из немногих, кто думал только о движении вперед, а не о восстановлении утраченного, - пока не стал лидером художественного рынка наших дней. До интерьеров, в которые можно повесить отточенные до кристальной ясности "Сигналы", новорусская общественность еще не доросла. Зато она беспрерывно возводит все новые и новые фрагменты своего собственного musee imaginaire -с параноидальными колоннами и башенками.

Юрий Злотников в ГТГ на Крымском валу

4.03.2004

Есть художники, которых записывают в классики по совокупности заслуг, а есть те, кто входит в историю еще юношами и потом всю жизнь питается этими первыми своими прозрениями. Дерзость прорыва на ретроспективе художника можно оценить, сравнивая эти ранние абстракции с его же ранними автопортретами. Кстати, тоже вполне смелыми для своего времени - явно застенчивый очкарик не побоялся обнажиться перед зеркалом.

Третьяковка приняла сигнал посланный художником Злотниковым в 1960-е

3.03.2004
Ирина КУЛИК

Научившись разлагать картины на атомы "сигналов", Юрий Злотников вновь собирает из этих первоэлементов сложные живописные построения.

Вечный пионер. Третьяковская галерея на Крымском Валу, до 21 марта

2.03.2004
Федор РОМЕР

Техника самых свежих вещей - постерная печать на холсте. При этом их эстетика напоминает минимализм давних "сигнальных систем". И в этом возвращении к себе прежнему не капитуляция, а вызов. Юношеский задор. Злотников - не просто пионер абстракции. Он - вечный пионер. За это его и любят.

Почти первый русский абстракционист

2.03.2004
Владимир САЛЬНИКОВ

Абстракционизм хорошо сочетался с модой. Был компонентом дизайна одежды, архитектурного стиля, мебели. И главное, он очень хорошо сочетался с тогдашним пафосом научно-технической революции. Да и чем еще можно было оправдать перед народом свои каляки-маляки? Вот молодой художник Юрий Злотников и его сотоварищ по абстракционистским опусам математик Сергей Слепян с энтузиазмом и объясняли свои опыты кибернетикой.

Жизнь удалась. В Третьяковской галерее экспонируются работы Юрия Злотникова

27.02.2004
Фаина БАЛАХОВСКАЯ

Но все это как-то недотягивает до тех самых псевдонаучных прекрасных "сигнальных систем". Но самоуспокоиться, признать, что "все в прошлом", и почивая на лаврах, оставить "истинного себя" в далеких 60-х, когда все так здорово удавалось, знаменитый неуемным характером не менее, чем замечательными абстракциями, Злотников не готов. Потому видно и рвется наружу его чудовищная энергия, что невозможно вернуться к забытой тайне. Творцу обидно, что началу все внимание. Он ведь в отличие от нас знает о себе все - как что давалось, откуда взялось и куда делось. Но обижается зря. Ведь и в самом деле жизнь удалась.

Абстрагируйтесь!

26.02.2004
Велимир МОЙСТ

В Третьяковке открылась персональная выставка великого и ужасного Юрия Злотникова. Кто бы сомневался, что в преддверии своей долгожданной персоналки Юрий Злотников затерроризирует три отдела Третьяковки, поставит на уши издателей каталога, осуществит многократную ревизию произведений, отвергнет первоначальный этикетаж. Дело не в капризах андерграундного патриарха, не в том, что якобы мало уделяют внимания. В нем все еще живет юношеский максимализм, и по-прежнему его возмущает непробиваемость окружающих.

Вот такая загогулина

24.02.2004
Георгий ЛИТИЧЕВСКИЙ

Персональная выставка в Третьякове неисправимо молодого, хотя вовсе и не молодящегося, мэтра совсем не похожа на банальную демонстрацию-рассказ о творческом пути художника имярек. Это выставка-инструмент, выставка-прибор, предназначенный для пробуждения сознания - с дальним прицелом описания психофизиологии и неугомонно подвижных структур человеческого сознания.

Беседа с Юрием Злотниковым. Юрий Злотников: метод незавершенности

15.11.2003
Дмитрий ГУТОВ

Абстракция - это рентген на интеллектуальные способности. Язык, проверяющий на вшивость.

"Московская абстракция" в Третьяковке

27.02.2003

У истоков нового искусства оказались Юрий Злотников и его друзья - Владимир Слепян, Олег Прокофьев, Борис Турецкий. Почти в то же время появилась "Лианозовская группа". Художники стремились передать свои впечатления от современного мира, найти новые формы.

"Дискретное и конкретное" (работы художников Юрия Злотникова и Александра Константинова)

11.02.2003

Юрий Злотников рассматривает свое творчество как "мироустроительное", призванное раскрыть динамический баланс мира.

Юрий Злотников: "Почему я захотел делать выставку с Монастырским?"

1.03.2002

Одновременно, я чувствую в Монастырском какое-то индийское или дзэн-буддийское начало. Оно мне любопытно как некоторый симптом, характеризующий интеллектуальный климат сегодняшней России, поколение, идущее за мной. Это парадокс "действенной созерцательности", сложная субстанция, не столько аксиома, сколько некоторый процесс, некоторая форма существования.

Собиратель пространства. "Ужасный ребенок" Юрий Злотников

18.05.2000
Вера ЧАЙКОВСКАЯ

...А начиналось все с очень даже предметных композиций. Они выставлены в последнем зале. Конец 50-х годов. Романтика строек, переездов, аскетичного быта. Художники "сурового стиля" находят в такой жизни своеобразную мужественную красоту. Вспоминаю замечательных "Строителей Братска" В. Попкова. В фигуративных работах Ю. Злотникова этого времени встречаем попытку как-то "геометрически" совладать с зачуханным бытом рабочего городка - сутолокой столовой, убогостью жилья, скоплением под ногами ржавеющей арматуры. Но тягостный быт, убогие интерьеры, мрачные углы, видимо, не пробуждают в художнике вдохновения.

Юрий Злотников, Галерея "На Солянке"

4.05.2000
Александр ПАНОВ

Но "украшать советскую империю не было желания", как говорит сам автор. Общественно полезные, напрямую обращенные к зрителю "сигналы" сменились усложненными и отвлеченными "знаковыми системами" - сериями, где говорливые картины, покрытые цветными инфантильными почеркушками, соседствуют с просветленным молчанием абсолютно чистых холстов (как в недавнем цикле "Проблемы языка"). Однако и здесь присутствует жесткая внутренняя логика соположения алогичных вроде бы значков, лишь закамуфлированная наивной экспрессией.

Сигнальное послание о русском европеизме. 70 лет Юрию Злотникову

29.04.2000
Екатерина ДЕГОТЬ

Если его в этой истории не будет, она сразу запахнет иначе: бедностью, бараками, несвободой, натужными религиозными исканиями и избыточным потоотделением доморощенного экспрессионизма. Собственно, всем этим она и пахнет. Злотников был один из немногих, или вообще один, кто брезговал самовыражением и эмоциональностью, этим последним прибежищем идиота. Это все была слишком мелкая монета для него. Он знал, что искусство есть дисциплина, самоограничение и исследование, а мышление (как говорил Эйнштейн) начинается с базовых физиологических импульсов. Их-то он и исследовал в "сигналах".

Воздушный самописец. Открылась юбилейная выставка живого классика русской абстракции

27.04.2000
Кирилл ИЛЬЮЩЕНКО

Работы Злотникова сверхкоммуникативны, они прямо-таки требуют ответной реакции. Твердой верой в осмысленность и жизнестроительную силу искусства он наследует прерванной утопической линии русского авангарда, перекидывая спасительный мост из героического прошлого в неопределенное настоящее. При этом в отличие от похожих мотивов, скажем, у Малевича или Кандинского для воздушных работ Злотникова характерен не пассионарный пафос открытия новых горизонтов возможного в искусстве, а свободная работа внутри языка. Не азбука, а грамматика, не слово, а речь, пусть и похожая иногда на поток сознания.

ЮРИЙ ЗЛОТНИКОВ: "Российское варварство стимулирует меня к организации"

18.03.2000
Юлия ОВЧИННИКОВА

Моими друзьями были не художники, а математики, философы, кибернетики, психофизиологи. Мои вещи были связаны с теорией игр, с "рабочей психологией", с проблемами нашей кибернетической науки в 50-е годы, в самом ее зародыше. Мои работы - эстетическая реакция на всю эту проблематику. И "сигналы" - это анализ моторных переживаний, дискретных раздражителей. Для меня искусство - прежде всего исследование. Важно не отдаваться стихии эмоционального самовыражения, экспрессии, а анализировать.

Архив Современного Русского Искусства. Злотников Юрий Савельевич

1.03.2000
Галина ЕЛЬШЕВСКАЯ

"Сигнальная система" - фундамент всех его дальнейших опытов. Подобная попытка установить закономерности психофизиологической моторики, природы реакций субъекта на цвет и форму, определить своего рода постоянную валентность графических знаков и категорий беспрецедентна не только для советского искусства этого времени, но и для мирового. Отчасти "Сигналы" предвосхищают "систематическое искусство" и "минималь-арт" 60-х годов.

Умер Олег Прокофьев

4.09.1998
Юрий ЗЛОТНИКОВ

Уход Олега, его сверстников означает уход плеяды художников, которые по широте взгляда не вписывались в советский "катакомбно"-богемный мир. Уходит поколение непрагматиков, людей, которые сохраняли связь с культурой начала века.

Борис Турецкий. Воспоминания Юрия Злотникова

1.03.1997
Юрий ЗЛОТНИКОВ

Борис Турецкий своеобразен. В своем творчестве и при всех колебаниях он плыл к простоте знака. И последние слепленные соты его архитектуры являются лаконическим символом его работы...


пред. страница | след. страница

















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков