GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







ДОСЬЕ


Дмитрий Пригов: "Подчиняться времени нельзя, но нельзя и не делать на него поправки"
"Я – деятель культуры"

4.08.2007

Газета "Культура" опубликовала два интервью с недавно ушедшим от нас Дмитрием Александровичем Приговым. Их разделяют десять лет: первое состоялось в 1996 году, второе – в 2006-м. Они позволяют убедиться в том, насколько выверенным и устойчивым было мировоззрение классика.

Последняя работа
Я не успел спросить у Пригова, что он имел в виду, называя свою инсталляцию "Три точки зрения"

22.07.2007
Александр ПАНОВ

Пригов, которого все считают ерником и юродом, является философом-романтиком, но только здесь и сейчас, в том виде, в котором возможно быть таковым в конце XX века.

Лютер культурной вменяемости
Памяти Дмитрия Александровича Пригова

21.07.2007
Никита АЛЕКСЕЕВ

Все аналогии сомнительны, однако Пригова с некоторой натяжкой можно назвать "Лютером русской литературы ХХ века". И не только потому, что он сильно развернул вектор ее развития. Как и отец Реформации, он был мощно укоренен в традиции. Как Лютер, Пригов невероятно разносторонен. В историю, скорее всего, он войдет прежде всего своими стихами. Именно в поэзии он был наиболее свободен и органичен, однако он ведь и выдающийся художник, очень интересный прозаик, блестящий публицист, автор и участник множества перформансов. Кроме того – идеальный собеседник, всегда уравновешенный и трезвый в суждениях, о чем бы ни шла речь, об искусстве, сугубо политических темах или даже про где бы выпить пива.

Стихи для уснувшего Пригова

20.07.2007


Николай Кононов

Три фуры сгрудились и это беспредельно на ледяном шоссе
Водилы мочатся и зрелище само себя смывает покуда сменщик спит.
Спроси у Господа – какое наказанье за то что я бестрепетно просил
Всё то что полагалось мне за то что я крохоборствовал в эдеме дармовом.

Там ангел культяпкой тихой ледяной к моей притронулся губе
Как будто с фронта он, как будто с фронта он, как будто
Там продолжаются бои и лыжники вот-вот возьмут снеговиков
В кольцо кромешное: молчи-молчи, когда дорогу знаешь...

Мильонноглаво вымершим народонаселеньем на пажить я полёг
Заря-заря мне щекотала эпидермис капут-мортумом, кармином, о не спи
Всё говорила мне она, всё говорила мне и раз и два и три
И вот уже четыре, просыпайся, вставай-вставай,
                                                          не притворяйся спящим,
                                                                                          ну же, пять...

13 июля 2007



Беляево навсегда
Скончался поэт Дмитрий Пригов

19.07.2007


Парк Культуры

Из тысяч написанных им стихов найдутся строчки почти к любому случаю. Трагических, подобающих сегодняшнему, мало. Разве что... "Вот я котлеточку зажарю, бульончик маленький сварю и положу, чтобы лежало. А сам окошко отворю во двор и сразу прыгну в небо, и полечу, и полечу. И полечу, потом вернуся, покушаю, коль захочу".

Великий пересмешник
В Москве скончался поэт, прозаик, художник и скульптор Дмитрий Пригов

19.07.2007
Константин КЕДРОВ

Дмитрий Александрович Пригов вошел в литературу как несомненный и признанный лидер нового направления "концептуализм". В годы, когда кроме соцреализма вообще не полагалось никаких школ и направлений, это было неслыханной дерзостью.

"Чем больше родину мы любим, тем меньше нравимся мы ей"
Умер Дмитрий Александрович Пригов

19.07.2007
Лиза НОВИКОВА

Поэт и художник Дмитрий Пригов скончался в Москве в возрасте 66 лет в ночь на 16 июля. Это был удивительный человек и удивительный художник. Говорить о его влиянии на современное искусство можно только в превосходной степени – он был из тех творцов, которые, может, и не оставляют после себя шедевров, но умеют крепко встряхнуть всех, кто идет за ними. Он сам рекомендовал себя как "проект Дмитрий Александрович Пригов".

Ушел поэт
В Москве скончался Дмитрий Александрович Пригов

19.07.2007
Дарья РЕШЕТКО

Творческий андеграунд был вечной стезей Пригова – в этой среде его знали и ценили. Наряду с Сорокиным и Рубинштейном поэт основал так называемый "московский романтический концептуализм" – как литературный, так и изобразительный. Главным для поэта и художника было вовсе не качество исполнения, а смысловая насыщенность и новизна.

Прощай, Милицанер!
В Москве в ночь на понедельник умер поэт, художник и концептуалист Дмитрий Александрович Пригов

19.07.2007
Евгений ЛЕСИН

Пригов был полон планов, всегда грандиозных. Таких, как, например, его знаменитый проект начала 90-х: написать к 2000 году 24 тысячи стихотворений, по стихотворению на каждый месяц предыдущих двух тысяч лет и по стихотворению на каждый месяц двух следующих. Таким он и был. Неожиданным, дерзким, ярким, умело прячущим грустное.

Д.А.Пригов: "Я живу в еще не существующем времени"

4.11.2005
Кирилл РЕШЕТНИКОВ

"В наше время культурный возраст и биологический друг с другом разведены. В России в отличие от Запада одни времена не отменяют другие, они существуют как слоеный пирог. Можно жить во времени Пушкина – в нем живет огромное количество людей, можно жить во времени Блока или футуристов. Все зависит от того, из какого времени на тебя глядят. Сейчас, как я вижу, в изобразительном искусстве нарастает еще одно время, следующее за мной, для которого я уже фигура времени прошедшего. Но для 99% тех, кто живет в разных исторических временах, я живу в еще не существующем времени."

Песнь до востребования. Интервью с Дмитрием Приговым.
Рынок диктует художнику выбор позиции

28.05.2005
Игорь ШЕВЕЛЕВ

Резко меняется набор культурных текстов, который люди воспринимали в детстве и юности как некий образец для себя. Раньше поколения людей текли сквозь некие истины и стили. Сейчас, наоборот, за одну жизнь человек воспринимает множество стилей и направлений искусства. Начало твоей сознательной юности совпадает с доминированием художников одного стиля. Ты начинаешь вникать в изобразительное искусство, там уже доминирует другое. Начинаешь учиться – там третье. Выходишь из института – востребовано четвертое. Сам становишься художником – уже пятое. Ищешь свой собственный художнический язык – на дворе иные, шестые образцы. Только укрепился в них, начал выставляться, а это уже глубокая архаика, тебе на пятки наступают седьмые, восьмые, девятые, десятые. Смена поколений в искусстве идет со все убыстряющейся скоростью.

Пригов в романе

17.03.2005
Николай АЛЕКСАНДРОВ

Дмитрий Александрович Пригов, виднейший отечественный концептуалист – личность масштабная и человек незаурядного темперамента. Одна из особенностей приговского творчества – длящийся эксперимент, постоянное, воспроизводящее само себя языковое действо, бесконечная жестикуляция в слове.

Сам знаю

9.02.2005
Д.А.ПРИГОВ

Недавно случился у меня серьезный разговор с моим малолетним внуком. Нахмурившись и сурово сдвинув брови он заявил:
- Не трогай меня.
- Почему же это?
- Меня Бог сделал.
- И меня тоже сделал Бог, – предпринял я слабую попытку сопротивления, не понимая куда клонится разговор.
- Он тебя не так сделал.
- Как это не так?
- Сам знаешь.
Я замер. Господи! Как же нелицеприятен этот мир! Как суров, неоспариваем и неумолим! И справделив, конечно! Справедлив. На этот раз явив себя устами младенца. Действительно, всяк сам знает, как он тотально неправ.

Искусство и как бы политика

5.11.2004
Д.А.ПРИГОВ

Во взаимоотношениях искусства с политикой несколько уровней. Первый, как бы наиболее бросающийся в глаза, манифестируемый и, вроде бы, воспринимаемый без ненужной траты на всякие там художественные ухищрения – это тот, который объявляется как самоназывание художников: политически-ангажированный художник. На поверку это оказывается зачастую просто либо жанрово-стилистической ориентированностью, либо явлением художнической позы, прямого отношения ни к какой политике не имеющим.

"Я идеальный поэт своего времени...". Интервью Дмитрия Александровича Пригова

20.10.2004
Антон ДОЛИН

Д.А.Пригов: -"У меня есть некая рессорная система, которая позволяет входить во взрослый возраст спокойно, принимать книги, которые не разрушительно на меня действуют. Но я не строю иллюзий: романтический, героический период – вступление в Культуру, завоевание ее, шокирование, – для меня, конечно, закончился. Меня спасает только многоуровневость, эшелонированность русской культуры. То, что для одних уже давно прошло, для многих еще и не начиналось. "

Дмитрий Пригов: "Я не пью, не курю, много рисую"

13.10.2004
Мария КОРМИЛОВА

После первого моего чтения среди художников, ставших впоследствии моими друзьями и соратниками, я был определен как "взбесившийся графоман". Потом стали определять как глупость, нонсенс. Потом говорили: "Ну смешно:". Потом: "Конечно, и так можно, но это неинтересно". И так постепенно-постепенно, пока в начале 90-х годов стало неприличным чуть ли не любой рок-группе выходить на сцену без каких-либо квазисоцартовских текстов. Это был один из способов освобождения от советской травмы.

Дмитрий Александрович Пригов на GiF.Ru




Он сделал ставку на ничто

23.06.2004
Сергей ХАЧАТУРОВ

Пригов говорит, что в начале каждого дня газета является объектом страстного желания, а через несколько минут, прочитанная, становится обыкновенным мусором. В то же время эти эфемерные, хрупкие бумажные тельца "подвигают человека на безумные поступки, бунты и революции". Очень романтическая экспликация! Все суета сует и суетная тщетность.

Из жизни инсталляций
Лекция на открытии инсталляции "Видение Каспару Давиду Фридриху русского Тибета"

18.06.2004
Д.А.ПРИГОВ

Инсталляции можно подразделить на три основных типа, учитывая при том всю условность квалификации и многочисленные промежуточные и гибридные формы. Но все-таки. Первый тип характеризуется доминирующим сюжетно-повествовательным (или квази, или псевдо-сюжетным) началом. Второй тип можно обозначить как объектно-предметный. Скажем, всевозможного рода имитации научных лабораторий, реальных и псевдо-реальных бытовых и музейных интерьеров. И третий – визуально-визионерский, делающий акцент на созерцание некоего изображения или сооружения.

Д.А. Пригов. Из жизни инсталляций

18.06.2004
СОВМЕСТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Константин Рубахин, Наташа Миловзорова

Именно эфемерность является сверхпосылом инсталляций, как и перформативных жанров, окончательно фиксируемых только в некой посмертной реконструкции-документации. Посему их пафос не в шедевральности, проходящей сквозь века и побеждающей время, а в почти ритуальной суггестивности. Вот так. Обычно же поступающие в музеи и коллекции какие-то части, детали или документация сгинувших инсталяций имеют форму и суть мощей святых от искусства, либо материальных отпечатков случившегося чуда-артефакта.

Исчисления и установления
Стратификационные и конвертационные тексты

22.11.2001
Д.А.ПРИГОВ

Книга Дмитрия Александровича Пригова выходит в издательстве "Новое литературное обозрение". "В этих текстах автор делает упор на такие привычные человеку слабости или, если угодно, страсти, как подсчитывание никому не нужных вещей", – предуведомляет "НЛО". Разнообразные абстракции и их процентное соотношение Пригов вычисляет вдохновенно и скрупулезно, как Пушкин – суммы долга, а Велимир Хлебников – даты катаклизмов. И эта таблица логарифмов судьбы хорошо читается.

Работник культуры

22.07.2000
Лев РУБИНШТЕЙН

Лев Рубинштейн: Для кого-то Пригов – автор огромного числа стихотворений. Для кого-то – шоумен. Для кого-то – художник... И киноактер... Но по самоощущению – кто вы прежде всего?

Д. А. Пригов: "Я – работник культуры. А нынешняя культура не различает тонкостей. Все может быть включено в единый проект."

Счет в гамбургском банке

5.11.1998
Д.А.ПРИГОВ

Д.А.Пригов: "Так в чем же он есть-то успех? И в чем же отдельная от него суть его? И как найти в то же самое время покой-гармонию-успокоение. Собственно, в том преклонном возрасте, в каком ныне уже я нахожусь, все выглядит рутиннее и гораздо-гораздо обыденнее, обозревая внутреннюю картину, так сказать экзистенциально-бытовую составляющую успеха, вернее, самоощущение и самооценку, отнюдь не совпадающие с внешними знаками, а порою в них даже и не нуждающиеся."

Героическое время кончилось

1.03.1998
Гриша БРУСКИН

Д. А. Пригов.: "Я ничем не могу на долгое время увлечься. Единственное, что меня занимает в качестве медитативной практики, – это моя деятельность. Но она мне больше напоминает не трудовую деятельность, а именно медитативную. Или мистериально-медитативную. Я сейчас не могу ничем другим заниматься. У меня испорчена физиология. И в данном случае искусство – это род гигиены."


пред. страница | след. страница

















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков