GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







ДОСЬЕ


Москва-Берлин / Берлин-Москва. 1950-2000. Современный взгляд

5.05.2004
Василий ГУСЕНИЦЫН

Когда историк искусства или художественный критик пишет книжку, то сделать так, как кураторы обсуждаемого проекта, он имеет полное право: слова его не относятся к внешнему миру прямо. Но тексты, изображения и вещи - штуки совершенно разные, несмотря не то, что когда-то заявил своим бессмертным шедевром Джозеф Кошут.

Реабилитация соцреализма

19.04.2004
Оксана САРКИСЯН

Соседство с иконами и ряжеными стрельцами у входа в музей, среди которых нет-нет да и мелькнет ленинский призрак-двойник, создает особую атмосферу. Так, получив демократические свободы и признание, российское современное искусство все же тянется к власти. Движут кураторами, казалось бы, благие намерения: как минимум желание создать единый образ разобщенного мира. Но сложить универсальный образ искусства ХХ века международной команде кураторов так и не удалось. Возможно, в силу их индивидуальных амбиций, возможно, потому, что поставленные ими вопросы не теряют остроты и их рано сдавать в исторический архив.

Вместе им не сойтись?

19.04.2004
Никита АЛЕКСЕЕВ

А тут еще русские партнеры-кураторы, напитавшись идеями русско-немецкого философа и культуролога Бориса Гройса, начинают уверять, что картина Федора Богородского "Слава павшим героям" (1948), совершенно ждановская пакость, есть малевичевский супрематизм, а похожее на расползающийся холодец полотно Василия Яковлева "Спор об искусстве" (1946) - торжество иронической пикториальности, ну а "Серп и молот" (1980) мастодонта советского искусства времен застоя Гелия Коржева - и вовсе концептуальное произведение под стать тем, что в те же времена делали Булатов и Кабаков. И что делать? Кто прав, кто виноват?

Пожар способствовал ей много к украшенью

12.04.2004
Александр ПАНОВ

В Европе историческое сознание неизживаемо даже в том случае, когда официально декларируется "конец истории". Наша же анархическая бессвязность дается с такой легкостью, возможно, оттого, что история в России еще не начиналась. Почти все послевоенные немецкие художники каются за нацистское прошлое страны, оказавшееся этакой "черной дырой" в естественной и последовательной жизни Германии. Российские кураторы выставки гордятся тем, что заново ввели в культурный оборот таких монстров официоза, как Гелий Коржев, Виктор Попков или сталинский академик Василий Яковлев. Мы скорехонько взялись за реабилитацию того, чего еще не осознали со всей исторической ответственностью - советского опыта.

Русский с германцем – братья навек!

6.04.2004
Владимир САЛЬНИКОВ

Почему немцы и русские постоянно сравнивают себя друг с другом - тайна. Возможно, из-за того, что единая Германия в свое время была создана столетними усилиями династии Романовых, а объединение Восточной и Западной Германии не в последнюю очередь заслуга Горбачева и Ельцина. О взаимных влияниях в 20-30-х еще можно говорить - в смысле внешнего сходства пресловутых тоталитаризмов. Но после 1945 г. не было двух стран, более не похожих и мало соотносившихся друг с другом, чем Союз и Германия.

Антиисторический музей

5.04.2004

Выставка отрицает простую историческую хронологию - в каждом зале сталкиваются работы разных стилей и времен, и у каждого зала своя тема: "Гибель богов", "Раны войны", "Тело и пустота". Куратор выставки Екатерина Деготь специально для "Афиши" провела экскурсию по главным залам "Москвы-Берлина" и объяснила, что означают их названия.

Самая грандиозная выставка сезона
Москва - Берлин" с миром проводила в историю ХХ век

5.04.2004
Ольга КАБАНОВА

Выставка убеждает, что смысл - не в художественных методах, стилях и направлениях, не в политических установках, идеологических построениях, "холодной войне" и "железном занавесе". А в тревоге, растерянности, фобиях, травмах, надеждах, заблуждениях, тоске, сомнениях и переживаниях людей второй половины ХХ в. Совершенно не важно, каким способом эти переживания переданы - картиной, написанной маслом, или кучей мусора, собранной после демонстрации. И даже не имеет значения, с каким чувством - сосредоточенной серьезностью, трепетной нежностью или злой иронией - они сделаны. Лишь бы созданные художниками образы прочитывались. Лишь бы художники вошли в диалог со зрителем.

Высокие русско-немецкие отношения

5.04.2004
Анна ЛИНДБЕРГ

Конечно, по-своему выставка уникальна. В сущности, это самая полная ретроспективная экспозиция русского и немецкого искусства второй половины ХХ века. И все же, как это часто случается со столь значительными культурными событиями, дать однозначную оценку работе десятков (а то и сотен) людей чрезвычайно сложно. Как известно, на всех не угодишь. К тому же, хотя организаторы выставки всячески пролонгируют свою отстраненную и независимую позицию людей нового тысячелетия, четыре года нынешнего века -недостаточный срок, чтобы объективно оценить то или иное культурное явление прошлого столетия с точки зрения "вечности".

"Здесь нет второстепенных авторов и произведений"
Открылась выставка "Москва - Берлин. 1950-2000"

5.04.2004
Сергей САФОНОВ

Чтобы увидеть было проще, авторы отказались от принципа хронологического или монографического показа искусства, наиболее распространенного в музеях. Зато предложили девять основных тем, прихотливо проиллюстрированных экспонатами. Побороть дробное архитектурное устройство ГИМа им не удалось, так что московская редакция выставки содержит больше полутонов при меньшем формате выставочного пространства.

Павел Хорошилов: Я бы попросил ее сразу не возмущаться, а призвал бы к энергичной умственной работе

4.04.2004
Татьяна АНДРИАСОВА

Выставка "Берлин – Москва" в германской столице обошлась федеральным властям в 5 млн. евро. В Берлине было представлено 500 произведений, 180 авторов. В Москве - около 400 произведений и 130 авторов. Эта выставка стоила госбюджету России 4 млн.евро. Для сравнения: ежегодно на реставрацию памятников истории и культуры выделяется 8,5 млн. евро, а на пополнение государственного музейного фонда - 300 тысяч евро. По неофициальной информации, к участию в московской выставке планировалось привлечь спонсоров, однако таковых не нашлось.

Поезд на третьем пути

4.04.2004
Юрий АРПИШКИН

Кураторы рассчитывали главным образом на робость зрителей, которые не отважатся признаться в своем полном смятении перед лицом концептуальной махины. Отдавая должное размаху кураторской мысли, нельзя не заметить, что такие экспозиции обычно являются итогом некоторой исследовательской работы, а вовсе не отправной точкой для нее. Это конечно же самое что ни на есть кондовое представление об экспозиционной деятельности, но отказываться от него пока нет никаких оснований.

История из кунста
"Москва-Берлин/Берлин-Москва" в Историческом музее выставка современное искусство

3.04.2004
СОВМЕСТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Ирина КУЛИК, Милена ОРЛОВА

Чуть ли не впервые в Москву привезено такое количество произведений топ-звезд современного мирового искусства. Правда, приглашенная на вернисаж культурная общественность, не слишком привычная к выставкам современного искусства, бродила по залам в некоторой растерянности.

Заспиртованные три миллиона

2.04.2004
Игорь ЧУВИЛИН

Отказ от хронологического вектора в экспозиции - не преступление, даже - необходимый прием. Кураторские тезисы как музыка сфер - доступны не каждому уху, то есть уму. Звучат-то как раз красиво, но не работают.

Что немцу хорошо, то русскому лучше

2.04.2004
Татьяна НЕВСКАЯ

Проект "Москва - Берлин / Берлин - Москва, 1950-2000" создан скорее художниками-концептуалистами, которых бессмысленно упрекать за отсутствие логики. Они имеют право на свое видение концепции, доступной не каждому зрителю.

Интервью Екатерины Деготь, куратора выставки "Москва-Берлин", программе "Культурный вопрос"

2.04.2004
Марина ПЕРЕЛЕШИНА

Хотелось бы, чтобы все время высекалась некая электрическая искра из этих столкновений, из этих диалогов. Что из этого поймет и почувствует зритель, это уже его дело. Но мы постарались сделать так, чтобы эти диалоги были . Там, где нужно что-то объяснить и что-то знать, там у нас есть таблички, где эти сведения приведены.

Глядя на Кремль
Выставка "Москва-Берлин" выводит зрителя к Спасской башне

2.04.2004
Михаил СИДЛИН

Профильные министры двух стран, России и Германии, Александр Соколов и Кристина Вайс - официально откроют экспозицию. Хотя уровень официального интереса к проекту был серьезно снижен в ходе его подготовки (изначально предполагалось, что выставку будут открывать президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер), но это вряд ли повлияет на успех всего предприятия.

"Мы выжимали из русского искусства все самое достойное"
С Виктором МИЗИАНО, сокуратром "Москвы-Берлина", беседует обозреватель газеты "Время новостей" Сергей ХАЧАТУРОВ

2.04.2004
Сергей ХАЧАТУРОВ

У нас очень сильные мастера, но слабая коммуникация по поводу искусства. Слабые институции. Для этой выставки мы "выжимали" из русского искусства все самое достойное. А то, что стало основой немецкой части, лишь капля в море. Такого искусства в Германии очень и очень много.

Очная ставка без обвиняемых
Сегодня открывается выставка "Москва-Берлин"

2.04.2004
Сергей ХАЧАТУРОВ

Москва с Берлином снова встретились, их диалог вышел прелюбопытным и мастерски срежиссированным. Упреки главному куратору немецкой версии выставки Юргену Хартену состояли в том, что он традиционному для подобных мегапроектов принципу исторического объективизма предпочел субъективную идею далековатых сближений. Некоторые простодушно назвали то, что видели в Берлине, "кашей". Павел Хорошилов, Катя Деготь и Виктор Мизиано смогли вытащить из этого принципа то, что оказалось погребенным под грудой дискретных фрагментов берлинской версии, - идею культуры как личностного, интимного высказывания.

Встреча Порядка с Ордунгом порождает жизнетворящий Хаос

2.04.2004
Андрей КОВАЛЕВ

Путин заскучал без Шредера, но констелляция "Москва-Берлин" удалась на славу. Но нам все эти сложности уже ни к чему. Здесь вам не там.

Проект одинокого человека
Завтра в московском Историческом музее откроется выставка года

1.04.2004
Сергей СОЛОВЬЕВ

Экспозиция "Москва-Берлин/ Берлин-Москва. 1950-2000. Современный взгляд" собрала все шедевры неофициального искусства двух столиц. На этих работах послевоенных классиков и нынешних модных художников воспитывалось несколько поколений немцев и россиян. Устроители сделали все, чтобы запутать неискушенного зрителя.

Гадание перед вернисажем
"Москва - Берлин" поставит перед зрителем зеркало

1.04.2004
Ольга КАБАНОВА

Но что говорят широкому зрителю имена Йозефа Бойса, Ансельма Кифера, Ханса Хааке, Иммендорфа, Ребекки Хорн и югославки Марины Абрамович? Да знает ли этот зритель бывших своих соотечественников, классиков советского неофициального искусства: Илью Кабакова, Эрика Булатова, Виктора Пивоварова, Виталия Комара и Александра Меламида, чьи лучшие работы или сделаны после отъезда с родины, или хранятся в зарубежных музеях. Но захочет ли зритель разбираться в непривычных для него формах нового искусства - инсталляциях и арт-объектах?

"Москва-Берлин". Досье на старом Органайзере

Андрей КОВАЛЕВ



"Берлин-Москва 1950-2000": номенклатурная фальсификация истории

28.10.2003

Карл Шлёгель (Karl Schlogel), профессор Европейского университета во Франкфурте-на-Одере, известный знаток Восточной Европы и России, считает, однако, что эта выставка не оправдала ожиданий. В аналитической статье, опубликованной на днях во "Франкфуртер альгемайне цайтунг", Шлёгель, в частности, пишет: "Немцы, чемпионы в деле преодоления прошлого, которые постоянно демонстрировали русским, как это делается", "показывают, как можно выбросить на свалку полвека истории". "Нам весьма пригодилась бы выставка, где можно было бы прикоснуться к истории, которая наконец-то поведала бы о еще нерассказанной, сложной и запутанной, истории холодной войны... А вместо этого авторы экспозиции еще раз продемонстрировали нам вариацию на тему "западное искусство против восточного искусства".


пред. страница | след. страница

















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков