GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







ДОСЬЕ


Герой труда
После кончины Эдуарда Гороховского проходят его новые выставки

2.03.2005
Федор РОМЕР

Очередная выставка классика московского неофициального искусства Эдуарда Гороховского в галерее "Файн Арт" названа "Русские писатели" и анонсировалась как первый показ портретов Ахматовой, Пастернака, Маяковского, Гоголя и Чехова, сделанных еще в середине 90-х, но не обнародованных прежде.

Концептуализм с человеческим лицом
В галерее "Файн Арт" открылась посмертная выставка Эдуарда Гороховского "Границы прямоугольника – мое безграничное пространство"

13.08.2004
Федор РОМЕР

И потому домашние фотокарточки, портреты друзей и знакомых, снимки собственной жены пришлись так кстати этому самому человечному концептуалисту. Свой камерный мир он беспощадно выставил на всеобщее обозрение и подверг все тем же аналитическим манипуляциям, что и фотоизображения дореволюционных студентов, офицеров и провинциальных дам или советских граждан 30-х годов, – заливал краской, испещрял почеркушками, кляксами, знаками, штампами, подменял лица, растворял контуры. Но никакая аналитика не отменяла сугубой лиричности Гороховского, особенно ясно проступавшей именно в операциях с личным фотоархивом.

История реанимированной истории

13.08.2004
Андрей КОВАЛЕВ

Сегодня смотреть на эту реанимированную Гороховским историю почти невозможно. Преувеличенное почтение к "правильному" прошлому – с "фирменными" для Гороховского чинными господами в сюртуках и дамами в кринолинах – стало частью новой официальной идеологии. Но вся проблема в том, что честный и бескомпромиссный художник к этой свежей неоимперской ностальгии не имеет ровным счетом никакого отношения. Гороховский открыл свой стиль описания мира еще в середине 1970-х и не отказался от него до конца жизни. Он предугадал в своем творчестве историософию романтической эпохи перестройки, которая патетически ощущала себя как перестройка самой истории.

Эдуард Гороховский. От негатива – к картине

10.08.2004
Андрей КОВАЛЕВ

Как старинный живописец, современный художник рисует эскизы, собирает материалы, делает наброски и так далее. Естественно, что вся эта "творческая мастерская" никогда никому не показывается, ибо для современного искусства важнее создаваемый контекст, чем контекст созидания. Но экспозиция всех этих старинных даггеротипов, фотографий из "Огонька", промежуточных отпечатков, забракованных самим автором шелкографических оттисков и так далее возвращает в темную стихию замкнутого в себе индивидуального творческого акта, непререкаемого в своей данности станкового произведения. Особенно странно такой экспозиционный шаг контрастирует с серийной стратегией самого Эдуарда Гороховского.

Эдуард Гороховский. "Квадрат, опять квадрат"

10.08.2004
Виталий ПАЦЮКОВ

Квадрат в системе координат Эдуарда Гороховского открывает бесконечность истории в "горизонтальной" оси времени, ее полноту вариативности воплощаемых форм. Художник, используя все графические технологии – офорт, коллаж, аппликацию, рисунок, чертеж – деконструирует квадрат, "распаковывая" его плоскость и попустительствуя раскрытию его внутренних пространств.Его пространственные координаты вступают в игровой диалог и структурируют пограничные зоны с "философией общего дела" Н. Федорова, алхимическими стратегиями Марселя Дюшана и ноосферическими прозрениями Вернадского.

Черно-белая живопись
Эдуард Гороховский

10.08.2004

"Для меня это целый мир символов ушедших или уходящих людей с забытыми судьбами и жизнями" – вот он что говорит. И хотя сам художник клянется, что уже давно отказался от идеи "заталкивать в каждую картину великие идеи добра и зла" и только хочет "сообразно своим эстетическим воззрениям исполнить поставленную пластическую задачу", но каждый зритель в такой стилизованной "фотографии" все равно видит что-то свое, что вряд ли называется "пластической задачей".

Вторая реальность
В Новосибирской картинной галерее открылась выставка из 40 графических работ и концептуальных фотографий Эдуарда Гороховского.

10.08.2004
Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Его социальные работы (такие как "Покраснение эпохи", "Кройка и шитье") отдают вторичностью, "антисоветчиной". Но он сам сказал о них: "Сделал – и закрыл тему. Политическая актуальность давно прошла. И те художники, которые до сих пор эксплуатируют образы советской эпохи, похожи на партизан, пускающих под откос поезда в то время, когда война закончилась". Фотография, запечатлевшая мгновение ускользающей жизни, склонна к саморазрушению, но художник сделал ее вечной. И возникла вторая реальность, воплотившая жизнь в квадрате. Глядя на нее, вдруг начинаешь думать, что в этой жизни умереть не страшно...

Прямая речь

10.08.2004

"Сегодня я уже точно знаю, что не нужно заталкивать в картину великие идеи добра и зла. Я глубоко убежден, что именно эта разделенность художника и человека, где не путаются два начала и каждое из них совершенствуется по отдельности, только она – эта разделенность – приводит к таинственному их соединению где-то в околокартинном пространстве в виде чего-то неосязаемого, но именно того, что делает картину картиной".

Эдуард Гороховский – человек в прямоугольнике

11.06.2004
Кирилл МЯСНИКОВ

В качестве первоисточника художник использует старую студийную фотографию. Постепенно на ней появляются царапины, прорывы, наросты – оттиски штемпеля, сигнальные знаки. Затем посредством шелкографии фотоизображение переносится на холст. При этом оно вытесняется, разрывается на куски, подвергается размывам, дублированию, сжатию. В результате возникает мотив полупрозрачного экрана, расположенного внутри старого фото.

Эдуард Гороховский

21.05.2004
Константин АГУНОВИЧ

Обернувшись в 60-е, Гороховского там мы не найдем, он появляется только в 1974-м, когда переезжает в Москву из Новосибирска, знакомится с Виктором Пивоваровым, – происходит некая судьбоносная беседа на пивоваровской даче, переменившая интерес Гороховского и его взгляды на собственное занятие, – и тогда он сразу становится тем Гороховским, которого привычно видеть до сих пор. Он не изготовляет багет, не подумайте. Он думает о том, что делает картину картиной. Что способно ограничить один кусок реальности, отделить его от прочего и превратить в нечто особенное. В Картину, предмет его глубокого восхищения и почтения, что всегда у Гороховского как бы с большой буквы.

К сказанному ранее

22.07.2003
Федор РОМЕР

Но прежде перенос-перерисовка фотографии на холст или бумагу означали поиски ответа на лирические вопросы типа "Как сопрягаются точные механизмы фотодокументации и вечно сбоящие механизмы памяти?". Нынче же его комбинации в лучшем случае подчинены формальной логике – желанию достичь наиболее эффектного сочетания цветов, силуэтов, линий. В итоге складываются вполне абсурдистские, сюрреалистические антисюжеты. Его последние работы – "черные прямоугольники" – больше напоминают окна в подсознание художника. Если это и снимки, то снимки из мира снов. А предъявить свою ночную жизнь миру способен не каждый художник.

Эдуард Гороховский: "Новосибирск – очень крупная веха в моей жизни"
Художник с мировой известностью с удовольствием вспоминает о двух десятилетиях, когда он работал в нашем городе

12.11.2002
Евгений МЕЛЬНИКОВ

Мне запомнились эстампы "Новосибирск строится", "Дома на берегу Оби" и, конечно, парижская серия. К тому времени Гороховскому по туристической путевке удалось побывать во Франции. Хороши были акварели "Огни Новосибирска", "Старая улица в Каменке" и бухарская серия. Обильно была представлена книжная графика.

Вольная квадратура
Выставка Эдуарда Гороховского имени Казимира Малевича

5.09.2001
Ольга КАБАНОВА

Развешенные по стенам выставочного зала, принаряженные в аккуратные паспарту и стильные рамочки, эти квадраты в честь Квадрата производят приятное впечатление и вполне подходят для украшения белостенного офиса – декоративны, да и формат подходящий. Но от маститого художника ждешь большего. Гороховский опубликовал свои размышления о магической и символической силе любимой геометрической фигуры. Чтение – интересное, зрелище – приятное, художник – заслуженный и заслуживший право сделать проходную выставку. Прошел и забыл, что Малевич упомянут всуе.

Действующие лица и исполнитель

17.08.2000

На этой же интонации настаивает и сам Эдуард Гороховский: "Я рисовал их так, чтобы приятно было посмотреть, – но это не украшательство, а сознательное возвращение к определенному времени". С той же целью художник не датирует своих рисунков, и это создает еще дополнительное впечатление: все действующие лица всех поколений живы, все молоды – а значит, все вместе, и художественное сообщество неистребимо и вечно.

Вопросы современного искусства
Эдуард Гороховский. "Черный прямоугольник", ГЦСИ

15.08.2000
Андрей КОВАЛЕВ

Название новой серии Гороховского можно было бы счесть за шутку. Прямоугольник начисто лишен того совершенства и завершенности, которая присутствует в "Черном квадрате". Однако, зная о принципиальном отказе художника от иронических приемов и бегстве от всяческого постмодернизма, придется предположить, что речь идет о начавшемся в давние времена диалоге с классическим русским авангардом.

Всем хороший художник

20.10.1999
Никита АЛЕКСЕЕВ

Сейчас разглядывание его произведений вызывает смешаное чувство. Очень красиво, очень мастеровито, очень выверенно. И очень похоже на польские плакаты 60-70-х годов. Что ж, ретро сейчас в почете. Вторичность тоже на закате постмодернизма с его постоянной цитатностью не воспринимается таким грехом, как лет двадцать пять назад. Его искусство приятно для глаз, слегка будоражит душу ностальгичностью и вызывает безусловное уважение своей самодостаточностью. Произведения Гороховского можно представить и в музее, и в банковском офисе, и в стильной квартире.Он никогда не изменял себе и все, что делал, делал хорошо. Во-вторых, его творчество, несомненно находясь в области современного искусства, вполне общедоступно. Оно не шокирует. Любителя чистой эстетики оно обрадует мастерством, искателям понятных смыслов близка окажется наивная литературность Гороховского.


пред. страница | след. страница

















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков