GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







ДОСЬЕ


Олег Целков: "Я это высосал из собственного пальца!"

2.11.2004
Илья САМОЛЕТОВ

"Много работал, вкусно ел, крепко спал. До отъезда мало интересовался историей живописи – мне был интересен только я сам. Приехал – и бросился, как в пещеру Аладдина, смотреть музеи, выставки, салоны, книги... Я во все вникал, но видел: это не по моей мерке... Все эти впечатления помогли мне окончательно уверовать в свет моей звезды. Мой персонаж, родившийся в России, продолжает жить на чужбине, матерея..." Целков так и не смог выучить французский. В Россию приезжал на похороны матери и на открытие своей персональной выставки. Он – апатрид, человек без гражданства.

Мелкие бесы большого художника. Выставка Олега Целкова (ГРМ)

1.11.2004
Ольга ХОРОШИЛОВА

Целков неоднократно писал и говорил о том, что эти якобы "безликие" лица – обобщенный портрет социалистического общества. Подобные красивые, манифестные заявления возникли уже после появления на свет этих монстратисов и были рассчитаны на сочувствие западных коллег и понимание диссидентствующей советской публики. Ирония и политика были позже. Сначала – просто лицо, появившееся из ниоткуда и "до ужаса знакомое". В 60 – 70-х годах ХХ века его картины воспринимались, как очернительство действительности. В тупо-мордатых толстяках многие видели партийных функционеров того времени. Теперь вся эта социальная подкладка (вместе со злобой дня) просто исчезла, и полотна Олега Целкова стали восприниматься как экзистенциальные притчи.

В стране больших бутылок
Олег Целков знает, кто главный художник ХХ века

29.10.2004
Вадим АЛЕКСЕЕВ

Олег Целков: "В Москве же все были самоучками, в разной степени чувствующими искусство. Я не имел никакого представления о том, что творится на Западе, даже этим не интересовался, потому что считал, надо делать так, как ты понимаешь, а не подстраиваться под чужое. Если бы я не поехал жить за границу, я бы ее не узнал никогда".

Олег Целков: "Я случайно сорвал маску с человечества"

29.10.2004
Михаил ПОЗДНЯЕВ

Я в каком-то интервью говорил, что, когда мне вдруг явилась эта рожа, мне стало понятно: это лицо не конкретного человека, а человечества вообще, в целом. То есть я, сам того не ведая, случайно стянул маску со всех лиц сразу. Я не ставил задачи "срывать маски", да и увидел я не "плохое" или "хорошее", а нечто более подлинное, подкожное. А то, что у каждого из нас под кожей, сближает нас всех. Я не могу иметь конкретных претензий ни к одному человеку, но я имею более чем конкретную претензию к массе людей, которые друг друга унижают, мучают, отправляют на тот свет. Эти претензии я вправе иметь и к прошлому, и к настоящему, и к будущему...

В Москве – целый Целков!
С белым паспортом

28.10.2004
Марина ОВСОВА

Что делает художник. Он не ходит, не смотрит по сторонам и изображает, что вдруг увидел. Он рисует свои собственные внутренние переживания. Советский народ, не скрою, внес огромную лепту в становление меня как художника. Он меня взрастил. Признаюсь, в жизни не встречал ни одного "совка". Если они и были, то наверняка придуривались. Секретари обкомов какие-нибудь. Меня почему-то многие спрашивают, что это символизирует. Да ничего.

Олег Целков в Третьяковской галерее нашел свое лицо

25.10.2004
Сергей САФОНОВ

Слова о найденном лице, не раз прозвучавшие в день открытия выставки, можно понимать буквально: "фирменный стиль" давно обретающегося в Париже художника – гигантские лица-маски, в которых одни видят образ советского хама, заставившего Олега Целкова в 1977-м покинуть родину, другие находят сходство с самим автором. Сегодня художник явно заинтересован в своем присутствии на отечественной арт-сцене. "Запад дал мне все, но я понял, что ничего общего с ним не имею", – заявил Целков в день открытия вернисажа.

Морды обретают тела

23.10.2004
Игорь ЧУВИЛИН

Пресловутая узнаваемость была экономически необходима – "там", как оказалось, не до экспериментов. Главным было создать свое лицо – брэнд, если угодно, и держаться за него. Свобода – это осознанная экономическая целесообразность. Советские газеты, обнаружилось вдруг, не всегда врали про "звериный оскал" и "капиталистические джунгли". А они не верили, глупые.

"Целков – ты гений!"
Цена квадратных сантиметров живописи

22.10.2004
Вадим АЛЕКСЕЕВ

Я стал брать месячную зарплату хорошего инженера. Дело в том, что я картины очень долго делал. Это не прибавляет качества, но тем не менее я брал по труду. Конечно, я понимал, что продам не все картины, но мне нужно было иметь в месяц свои девяносто-сто рублей. Таким образом, у меня получалось сто пятьдесят.

Мелкие бесы большого художника. Выставка Олега Целкова (ГРМ)

6.10.2004
Ольга ХОРОШИЛОВА

У Михаила Зощенко есть рассказ, герой которого попадает в музей и с ужасом обнаруживает, что изображен на всех полотнах. Нечто похожее испытываешь на выставке Олега Целкова с той только разницей, что персонажи, угрюмо глядящие с картин, напомнят не посетителей и не пресловутого хомо-советикуса, а самого художника. Целков нашел этот прославивший его образ случайно. "Я написал как бы портрет, – пишет художник, – однако не портрет отдельно взятого субъекта, а портрет всеобщий, всех вместе в одном лице и – до ужаса знакомом". Последняя реплика особенно важна. Целков неоднократно писал и говорил о том, что эти якобы "безликие" лица – обобщенный портрет социалистического общества: "Рождение картин было связано с окружающей обстановкой, с атмосферой социального общества, которое было пределом умственного убожества". Не больше, не меньше.

Невиданное доселе племя видят зрители на полотнах Олега Целкова

30.09.2004
Михаил КУЗЬМИН

Цвет у Олега Целкова особый: мистический, страшный, обжигающий. И при этом стопроцентно спектральный, как будто бы "пролившийся" на его картины из знаменитой скороговорки "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Олег Целков, будучи ловцом мощного, беспримесного цвета, точно знает, где сидят зеленые, синие, фиолетовые птицы и звери, в том числе бабочки и стрекозы. И вообще в цвет его картин зрители погружаются, как в особую воздушную стихию, ставшую живописной плотью.


пред. страница | след. страница

















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков