GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







Арт-критика





Салонное искусство по-прежнему в чести

Художники придумали компьютерную игру, используя знакомый всем из школьных учебников сюжет – стояние на реке Угре, назвав творение "Азиопа" – Азия и Европа в новой исторической перспективе. К традиционным онлайновым развлечениям прибавилась игра-война зайцев против снеговиков. В Московском музее современного искусства далекая от технологий выставка "Мастера. Сила воли и изображения", представляющая творчество четырех художников-традиционалистов – Дмитрия Плавинского, Юрия Купера, Рустама Хамдамова и Мерсада Бербера.

Объединили их не случайно, и дело не в принадлежности к одному – послевоенному – поколению. Все работы на этой выставке из частной коллекции. Что свидетельствует о неком статусе представленных художников. Перед нами качественно исполненная живопись, яркий авторский стиль и отчетливая печать хорошего салона. Все работы последних пяти-шести лет. Художники создают особый эстетический мир, который наполнен изящными, тонкими образами. Они эстеты, не воюют, не кричат, ни к чему не призывают и ничего не утверждают.

Хамдамов увлекся живописью в Париже, до этого снимал фильмы, использует в своих картинах мозаичный принцип, смешивая разные краски, превращая работы в пестрые платки. Бербер, получивший академическое образование, в Любляне и Сараево демонстрирует великолепное знание классического канона, искусно рисует головы и лошадей, в меру "развлекаясь" с цветами. Но в тех цветах, что использует, достигает теплой глубины. Все работы Купера покрыты "модным" ныне цветом – серебряным и выглядят как один большой заказ для загородной усадьбы. И только Плавинский как будто балансирует на грани. В его работах, основа которых коллаж, сталкиваются совершенно неожиданно в рамках всей выставки "записи и выписки" повседневности, закручивающиеся в спирали композиции. Он среди этой компании звездочет – очень близок к "небесным сферам" и явно слышит их музыку.

Другим немаловажным событием стала выставка сама по себе, которая лишний раз подтверждает огромную популярность искусства салонного в противовес различным актуальным течениям. Именно эта живопись является современной в понимании традиционалистов, отгораживающихся стеной подобных работ от альтернативных способов художественного мышления. На примере творчества этих художников учатся молодые. Пока ведутся ожесточенные дебаты на одной стороне, на другой спокойно течет река бесконечных пейзажей, абстракций, портретов, граничащих с пустотой.

Словосочетание "Стояние на реке Угре" не подвластно времени, наряду с Ледовым побоищем, Куликовской битвой и так далее событие из разряда культовых. Переломный этап в противостоянии России татаро-монгольскому игу. Но, если не вдаваться в детали, то давно известно, что история эта "странная". Такой она и предстает в проекте компьютерной игры "Азиопа". Художник Николай Полисский, открывший миру деревню Никола-Ленивец с ее чудными жителями, делающими из лозы гигантские объекты, "скатал" на полях вдоль реки Угры целую армию снеговиков. Они стали "Европой", а за "Азию" ответил художник Ростан Тавасиев, высадивший на другой берег целую армию плюшевых зайцев китайского производства. Они и ранее встречались в его проектах, выпадая из игрового автомата в Музее им. Ленина или вращая педали велосипеда перед видеоизображением дороги. Игрокам предлагается на выбор две армии – снеговиков и зайцев, дальше начинается как бы война. Выиграть очень просто, если не с первого раза, то с четвертого точно. Есть всего три варианта военной стратегии.

Эта легкая вариация на тему глобализации и интеграции Востока в Запад. Интригу задает здесь факт отсутствия агрессии, потому что всерьез воевать со снеговиками и зайцами не будет никто из игроков. Лишний раз напоминая о реально существующих конфликтах, художники и авторы проекта вносят изрядную долю абсурда в вечный проблемный дуэт Европа-Азия.

20.03.2007



















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков