![]() |
![]() ![]()
Известно, что искусство Малевича является одним из признанных источников для всякого художника-абстракциониста, тем более русского. Для художника, выбравшего для себя абстрактную живопись, эта фигура продолжает оставаться актуальной. Уже почти сто лет влияние "великого предка" простирается в диапазоне от простого повторения до более сложных и современных форм, таких, как повторение основных моментов художественной эволюции. Эту родственную связь можно проследить и на примере Эдуарда Штейнберга. Экспозиция в залах Мраморного дворца начинается с последних вещей художника и завершается работами начала 1960-х годов. Вырисовывается распространенный в абстракции образ художника-мономана. Тем не менее, в творчестве Штейнберга ясно видны периоды, которые в самом общем виде можно сопоставить с временем возникновения русского авангарда. Так, первые работы Штейнберга, демонстрирующие поиск художником собственной манеры, показывают, какой автор фигуративной живописи мог бы получиться из него: художник, очень похожий на Лентулова. Сразу чувствуется стремление художника к монохромности и аскетичности – его выдает нервный, а на фоне картин "Бубнового валета" даже несколько болезненный и неживой колорит. Здесь общность с ранними работами Малевича (например, "Цветочница") можно обнаружить в том, как "пробивается" геометрия сквозь ярко окрашенную форму. Концом 70-х датированы на выставке несколько светлых монохромных абстракций Штейнберга, в которых художник использует фактуру. Следующее изменение манеры тоже находит параллели в русском авангарде. Период творчества, который условно можно назвать "футуристическим", характеризует включение в поле картины текста и надписей, которые оставляет художник поверх абстрактного, тонко записанного холста. Размашистые по сравнению с геометрией абстракции, надписи напоминают скорее о ларионовских работах солдатского цикла, чем о вывесочных шрифтах. Скупость колорита (Штейнберг пользуется различными оттенками темных цветов) и минимализм живописной поверхности этих работ соотносятся с опытом барачной школы, – но скорее не живописи "лианозовцев", а поэзии Игоря Холина. Описывая сейчас атмосферу, в которую было погружено все неофициальное искусство, нельзя пройти мимо религиозных исканий того времени. Абстрактная живопись вообще, и работы Штейнберга, служила материалом для массы символических истолкований. Понятно, что крест в работах художника, помимо организации живописного пространства, выступал многозначным символом времени, объединяющего прошлое и будущее. Можно заметить, что в следующих работах крест уступает место окружности с цифрами, – более приниженному в символической иерархии образу, за которым угадывается циферблат. Абстракция просто обязана была обладать философским содержанием, хотя эта ее часть оказалась наименее долговечной. Работы по-настоящему красивы, мастерски написаны, но сейчас вряд ли можно напряженно вглядываться в них в поисках откровения. Искусство Штейнберга не воспроизводит историческую канву авангарда (что послужило здесь концептуальным приемом), но если все же продолжить выбор прообразов, оно показывает движение от "спиритуального" Малевича к "практичному" Лисицкому. Художник закономерно пришел к живописи, которой нельзя отказать в эстетическом совершенстве. По прошествии трех десятков лет, единственный смысл, который продолжает сохранять за собой абстракционизм, это эстетический и даже декоративный. Собственно говоря, вот ответ на вопрос, как сейчас возможно смотреть искусство 70-х, показываемое в этом году особенно интенсивно Отделом новейших течений: творчество художников окончательно занимает свое место в истории, – что само по себе немало. 22.07.2004 | ![]() | ![]() |
![]() [Абсурд] [Авангард (-изм)] [Актуальное искусство] [Акционизм] [Акция] [Алк-Арт] [Альтернативная мода] [Андерграунд] [Апт-Арт] [«Арт»] [Аудитория] [Еда] [«Запад»] [«Кабаков»] [Как бы] [КГБ] [КЛАВА] [Коллективное творчество] [«Коллективные действия»] [Комикс] [Коммунальная квартира] [Контекст] [Концептуализм (в т.ч. «Московский романтический»)] [Концепция] [Критики] [Культовость] [Культурная политика] [Куратор] [Маргинальность] [Медицинская Герменевтика] [Мистификация] [Митьки] [Модернизм] [Мордобой] [Музей современного искусства] [«Мухоморы»] [Наивное искусство] [Наркотики] [Некрореализм] [Неоакадемизм] [Неофициальное искусство] [Нет-арт] [Никомуненужность] [Новое] [НОМА] [Нонконформизм] [Перформанс] [«Перцы»] [Порнография] [Постмодернизм] [Пофигизм] [Проект] [Психоанализ] [Пушкинская 10] | |||||||||||||||
![]() |
![]() | ![]() |
![]() | |
![]() | ![]() |
![]() |
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН ДРУГИЕ АЗБУКИ Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru
|