GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







Арт-критика





Я не успел спросить у Пригова, что он имел в виду, называя свою инсталляцию "Три точки зрения"

Последняя работа Д. А. Пригова - инсталляция "Три точки зрения" в ГЦСИ  
 
"Три точки зрения" – самый масштабный экспонат на групповой интернациональной выставке "Слово и изображение", проходящей сейчас в Государственном центре современного искусства. Выставка посвящена соотношению вербального и визуального в эстетике XX века, начиная от выпусков "Киноправды" режиссера Дзиги Вертова с титрами Александра Родченко (1926) и утопических архитектурных конструкций, украшенных лозунгами, Якова Чернихова (1931) до коллажей, уличных инсталляций и графических альбомов совсем молодых художников. Но понятно, что доминируют здесь те, кого принято называть концептуалистами (есть даже шелкография Йозефа Кошута, придумавшего само это понятие), авторы, превратившие искусство в интеллектуальное приключение-шараду, в котором текст является необходимой составляющей произведения. Дмитрий Александрович Пригов – один из признанных лидеров московской концептуальной школы, и слово в его творчестве является основным материалом не только в литературных, но и в художественных опытах.

Самый ходовой и типичный носитель слова сегодня – газета, заменившая книги и эпистолярии. Потому-то газета давно, еще с доперестроечных времен, стала для Пригова источником вдохновения.

Он рисовал на газетных страницах, каллиграфически заштриховывая их и создавая поверх очередных "вестей с полей" магические знаки-заклинания. Уже позже стал громоздить из старых подшивок гигантские инсталляции, в которых кипы газет превращались то в горы с картин немецкого романтика Каспара Давида Фридриха, то в бескрайние российские заснеженные пейзажи, то в какие-то космические ландшафты. И везде на стене появлялся любимый образ Дмитрия Александровича – истекающее кровью Всевидящее Око, сакральная эмблема, осеняющая собой дольний, профанный, сиюминутный мир, воплощенный газетным хламом (газета, как известно, живет один день). Конечно же, инсталляции Пригова были ироничными: он играл с ходульными штампами культуры ("высокое – низкое", "мистическое – мирское", "нетленное – преходящее"). Но ирония – один из ключевых терминов романтической эстетики.

И Пригов, которого все считают ерником и юродом, является философом-романтиком, но только здесь и сейчас, в том виде, в котором возможно быть таковым в конце XX века.

И на выставке в ГЦСИ опять газетные ворохи завершаются божественным глазом на стене. Листы, раскиданные на полу, поднимаются вверх, ангельскими крылами собираются слева и справа от Ока, приобретают метафизическое измерение, уходят в вечность. И как приятно, что среди них – страницы нашей "Культуры". (Куратор выставки Виталий Пацюков специально приезжал в редакцию, чтобы порыться в архивах.)

Я не успел спросить у Пригова, что он имел в виду, называя свою инсталляцию "Три точки зрения". Осмелюсь предположить, что речь шла о разнообразии интерпретаций его последнего (как оказалось) произведения: не то ироническая игра с высокими материями, не то освящение низкого, не то парадоксальное смешение обеих, как сказал бы Дмитрий Александрович, "стратегий". А может быть, это точки зрения Зрителя, Автора и Бога, взирающего на того и другого.

Теперь правильное толкование инсталляции знает только Бог.

22.07.2007



















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков