GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







Арт-критика





Виктор Алимпиев – художник молодой но заслуженный. Участник 50-й, юбилейной биеннале современного искусства в Венеции и "Манифесты-5" в Сан-Себастьяне. Уже несколько лет подряд его фильмы появляются в программе Фестиваля короткого фильма в Оберхаузене. На Роттердамском фестивале в этом году ему посвятили отдельную программу, а тут еще в галерее "Риджина" Алимпиев показал новую работу – видео-инсталляцию "Соловушка", почти единогласно признанную лучшим его произведением. Так что составленная и проведенная в Москве клубом СИНЕ ФАНТОМ ретроспектива фильмов Алимпиева молодому герою пришлась впору. Теперь ее показала в Петербурге "Кинообсерватория".

Статус одного из самых интеллектуальных художников Москвы, любимца критики и тусовки Алимпиеву удается соединять со славой одного из самых загадочных, лиричных и искренних игроков московской арт-сцены. Сочетание почти немыслимое.

Действуя в жестких рамках конъюнктуры, современные художники часто забывают о себе, о том, что собственно они хотят и могли бы сказать. Решиться на то, чтобы говорить от имени "себя", может сегодня не каждый, по крайней мере, это нелегко, и Алимпиеву в своих фильмах удалось отразить чувство смятения перед теми задачами, которые он сам перед собой ставит. Лирика, "новая искренность" – которые он пытается транслировать – мотивы, в современном искусстве спрятанные далеко вглубь, от них шарахаются, их стыдятся, они производят конфуз. Видимо, поэтому, ведущая эмоция фильмов Алимпиева – чувство неловкости. Его герои – люди стыдливые, неуверенные, застигнутые в момент интимных переживаний, глубокой погруженности в себя, и здесь художник отождествляется со своими персонажами, чувства которых сродни его собственным эмоциям.

Дабы не казаться уж слишком "открытым", Алимпиев иногда прибегает к довольно замысловатому "самоанализу", говорит о своих фильмах как о скульптуре, "слепленной" средствами кино. Можно, конечно, довериться художнику и вслед за ним рассуждать о "статуарности" фильмов – уж больно заманчиво это звучит. Сравнение видео-арта с картиной – уже общее место, а тут еще Алимпиев находит подтверждение своему тезису в одном из самых "красивых" кадров мирового кинематографа. Восхищаясь напряжением застывшей перед броском фигуры атлета у Лени Рифеншталь в "Олимпии", он объявляет этот кадр эталоном. Но достаточно сослаться на последний хит кинотеории – книгу Жиля Делеза "Кино", чтобы дать почувствовать за этим высказыванием попытку "сыграть в классику" и укрыть нечто более тонкое и личное. Основа поэтики Алимпиева – констатация отсутствия изображаемых им "возвышенных" материй в окружающем мире.

Центральное, и по времени и по значению, произведение Алимпиева – "Ода" (созданное совместно с Марианом Жуниным) – вызывает тягостно-героические настроения. Оно как будто создано по классическим "канонам". Но Герой, которому "Ода" посвящена, отсутствует: он даже не назван. Ему исподволь, неуклюже, пытаются дарить цветы, которые в результате оказываются спрятанными в самых неожиданных местах, воспоминание о нем рождает плохо скрываемое волнение у множества людей разного пола и возраста. Красным по белому Алимпиев, пишет жесты статистов, – симулякры чувств. Но странным образом в этом отрицании, отсутствии, пустоте, рождается настоящее чувство. Застенчивой любви и бескорыстного восхищения.

Так же, в фильме "10 подарков Олегу" нам не покажут Олега. И даже в том, что мы видели те самые подарки, уверенности не будет. Но в том, что чувство дружбы оказывается пережито зрителем, – никаких сомнений не возникает. Интимнейшее переживание нежнейшей мужской дружбы. Именно так, без кавычек.

Сам художник определяет лирику как "тоску по отсутствующему". А будучи человеком безусловно талантливым, остро переживает эти пустоты и невозможность открытого их изображения.

Олень – отсутствующий герой одноименного фильма. Мы видим несколько рваных кадров, обозначающих его взгляд. Все остальное время – воспоминание о нем и переживание его утраты.

Рок-н-ролл мертв? Его просто нет. Возможно, об этом, если позволить себе толику иронии, фильм "Рок-музыка", где ни самой рок-музыки, ни драйва ее сопровождающего, – только название и спокойный, стерильный джаз в академичной атмосфере университетского семинара.

Делая фильм о новой (актуальной?), профанной ритуальности, рожденной традициями тоталитарного карнавала, Алимпиев очень близко подходит к воплощению замысла фильма-скульптуры. Но лишь обозначает отношение к явлению – в ритуальном приношении, где неестественные жесты подчеркивают реализм происходящего.

Название фильма, "Соловушка" – звучит обманчиво нежно и камерно. Это преклонение самого Алимпиева перед силой ведущего его по пути искусства тезиса.

Происходящее напоминает сцену боя Ланцелота с Драконом в фильме Марка Захарова, где зритель видит только толпу, наблюдающую за сражением. И здесь за кадром остается Она, главная героиня его творчества – вожделенная художником скульптура, его Галатея. Памятник или монумент, у подножия которого происходит действие фильма, остается невидимым. Впрочем, как и соловушка, лирический герой невидимый, но слышимый, "неведомый, но милый".

26.01.2006



















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков