GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







Арт-критика





Эдуард Штейнберг в Третьяковской галерее

 
 
Москва приняла очередную экспозицию, первоначально показанную на берегах Невы. Правда, выставка одного из известнейших шестидесятников Эдуарда Штейнберга лишь отчасти повторяет свою питерскую версию. К тому же его первый персональный показ прошел в ГТГ еще двенадцать лет назад.

Словно бы искупая вину за прежнее невнимание к художникам-нонконформистам, Третьяковская галерея в последние пару лет с истовостью "выстреливает" ретроспективами тех, чьи работы впервые обрели зрителя на стыке хрущевской и брежневской эпох – неважно, уехали эти авторы впоследствии из не слишком любимого СССР или остались. При такой выставочной стратегии фигура Штейнберга не могла остаться незамеченной музеем – он идеально подходит для очередной экспозиции этого ряда. Подолгу обитающий в Париже, но не забывающий и Тарусу, где прожил до 1957 года, Штейнберг – одна из ключевых фигур "другого искусства". Его творческие установки выдержали испытание временем – не про всякого его сверстника можно сказать такое с полной уверенностью.

Он родился в тридцать седьмом. Отец, некогда выпускник Вхутемаса, репрессированный в том же году и вышедший на свободу только в 1954-м, стал его главным учителем. Формального профессионального образования Эдуард Аркадьевич не получил, рано начал работать – был землекопом и рыбаком, трудился на заводе. Энергично написанные "Дворник" (1962) и "Татарская свадьба" (1961-1962), помещенные в самом начале экспозиции в ГТГ, лаконично обозначают круг его творческих интересов времен хрущевского разгрома выставки в Манеже. Эти работы важны для понимания эволюции автора публикой, но, кажется, не для него самого: большая часть залов отдана произведениям, которые можно назвать "диалогом с Малевичем".

Впрочем, не только супрематические мотивы наполняют холсты Штейнберга. В пространство изображения врываются адресованные зрителю надписи-комментарии; помещенный на темном фоне светлый полукруг оказывается то луной, то пойманной рыбой, а если горизонтально – то и бортом причалившей к берегу лодки; супрематическое скрещение линий становится крестом на сельском погосте... "Была ли апроприация творчества Штейнберга этими пересекающимися дискурсами плодотворна?" – спрашивает во вступительной статье каталога выставки питерский искусствовед Боровский. Кажется, не слишком надеясь на теоретиков, в нашем разговоре перед вернисажем Штейнберг привел собственную формулу изобразительного искусства: "Очень мне нравится, как сказал один оптинский старец: искусство – это когда укладываются в гроб слова, звуки, цвет... А потом приходит человек и их воскрешает".

19.09.2004



















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков