GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







Арт-критика





На 52-й Венецианской бьеннале Россию представляют художники АЕС, ВМФ, Интеррос и Подиум. Посетители увидят выставки 10 июня.

Парад-алле начинается! На главном смотре современного искусства Россию представляют: арт-группа АЕС плюс Ф и художники Андрей Бартенев, Арсений Мещеряков, Юлия Мильнер и Александр Пономарев. Культурному человеку, с делами столичной арт-тусовки незнакомому, фамилии Мильнер и Мещеряков ничего не скажут. "Молодец, куратор Ольга Львовна Свиблова, – подумает он. – Не стесняется вместе с мэтрами молодые безвестные таланты прокатывать". И ошибется.

Но разберемся с таинственными незнакомцами по ходу представления.

Открывают его мэтры – факиры фотошопа и лауреаты конкурсов группа АЕС. Засветились на Западе еще в начале 80-х, а в конце прошлого века, выпустив нашумевший "Исламский проект", попали на западный арт-рынок и стали живыми классиками. Сейчас это уже не трио, а квартет, а в Венецию они привезли продолжение давней и хорошо продающейся серии "Последнее восстание". Это крупные фотопринты, где изображены нимфетки и нимфеты с базуками и автоматами. Печатают АЕСы ее исправно, продают хорошо и останавливаться не собираются. Крепкий, в общем, трансавангард конца двадцатого столетия, сейчас уже скучноватый, но еще нестыдный.

Начало вяловатое? Тогда ждите чудес. Второй номер нашей программы – акробаты Андрей Бартенев и Александр Пономарев.

По жизни они антиподы, по искусству – практически однояйцевые близнецы.

Бартенев – андрогин в очках и кислотных тряпках, Пономарев – отставной шкипер с бородой, некогда водивший банановозы по бурному морю. Первый давно и успешно оформляет клубы, рейвы и уличные массовые мероприятия, второй – прирожденный оформитель промышленных выставок и военных музеев, но опоздал родиться. Теперь Пономарев мастерит недействующие модели ГЭС и эсминцы с лампочками, а оформляет художественные пространства, и во всех его движущихся игрушках маниакально присутствует вода.

Бартенев и на бьеннале занялся любимым делом: соорудил из светодиодных экранов штуку, которую не стыдно повесить над танцполом самого гламурного клуба. Называется Connection lost, мигает и переливается. Моряк не отстал: соорудил аж три водяные хреновины, которые мигают, переливаются, а вдобавок журчат и булькают.

Зато попали в Венецию два художника-оформителя по совершенно разным причинам.

Первого взяли, чтобы доказать московскую прогрессивность, мол, у нас в городе гей-парады не пущают, зато на приватном уровне у нас тут все хорошо. Второй – почти стопроцентный "настоящий полковник", перед харизмой которого даже железный куратор не устоит. А еще Пономарев – человек со связями в верхах ВМФ. Адмиралы не раз помогали ему в художествах и даже отдали списанную подлодку, чтобы тот разрисовал ее граффити. Граффити получились так себе, на московских заборах встречаются и получше, зато пока наш герой носился с этой писанной торбой, то есть лодкой, из Москвы в Париж и обратно, то сильно приподнялся.

А вот и гвоздь нашей программы – мистер Х в бархатной черной полумаске.

Это художник Арсений Мещеряков. Правда, такого художника в природе не существует. Зато есть процветающий столичный бизнесмен Арсений Мещеряков, книгоиздатель, хозяин дизайн-бюро и человек, занимающийся при "Интерросе" культурными проектами. С ним Ольга Свиблова допустила вопиющую бестактность, заявив в интервью, что к бьеннале он привлечен в качестве "единственного художника, кто делал инсталляции, связанные с телевидением". Сам Мещеряков, выпускавший про российский видео-арт книжку, прекрасно знает, что это чушь, были и Вадим Фишкин, и Чернышов, и целая ТВ-галерея. Поскольку новоявленный художник известен именно за свои бизнес-качества, из слов Свибловой можно подумать, что Мещеряков поставлял на бьеннале телевизоры по оптовой цене. Ими щедро воспользовался Пономарев в инсталляции "Душ", сделанной в соавторстве с Мещеряковым. Насчет оптовых поставок, конечно же, бред, но все равно получилось как-то конфузно.

Не обошлась без телевизора и наша последняя героиня.

Итак, в нашем цирке меркнет свет, звучит барабанная дробь... Впервые на арене гуттаперчевая девочка Юлия Мильнер! Юлия – художник-вундеркинд, дебютировавшая, как пишет столичная пресса, "стремительно и ярко". До того, как взлететь, девушка была моделью и ходила по парижским подиумам. Путь Юлии в искусстве с был тернист и технологичен: сначала она освоила мобильный телефон и выставила в ММСИ мобилограммы Ксюши, Оксаны, Алсу и других хороших знакомых. Теперь дошла до интернета, так что над входом в российский павильон висит здоровый экран, по которому будут плыть слова "Я надеюсь" на 50 языках – их накликали сюда посетители Юлиного сайта. Лет десять назад, когда нет-арт только начинался и был модной новинкой, это вполне бы проканало, теперь же выглядит махровым дилетантизмом. Хорошо хоть мишек на сосне маслом по холсту не выкатила.

Итак, аплодисменты.

Суммируем усилия куратора О. Л. Свибловой по освоению 52-й Венецианской биеннале. В сумме получаем: затертую до дыр серию "живых классиков" (Москва), одного оформителя от гламура (Москва), другого – от Военно-морского флота (Москва), соавтора от спонсоров (Москва) и топ-модель (Новосибирск). Картина яркая, но вряд ли та, которую хотела бы видеть Ольга Львовна. Искусства – ноль, денег угрохано 800 тыс. евро, да вдобавок почти все столичное, будто нет в нашей Раше других мест. Ах, забыла, еще обозвали этот балаган почему-то по-английски: "Click I Hope". Теперь сидят избранные москвичи и ждут похвал. И ведь дождутся...

Современное искусство давно стало бизнесом, и художник в нем все больше становится деперсонализованным рудиментом. Прояви Свиблова чуть больше смелости, назови вещи своими именами и представь миру художников Морфлота, Интерроса, Классика, и Подиума ее балаган стал бы выглядеть вполне монолитным арт-проектом. Еэсовская сытенькая Италия вполне могла такую смелую буржуазность и корпоративность оценить. Пришлось бы, правда, тогда список авторов расширить. Например, все-таки интересно, кто же поставлял в Венецию телевизоры?

13.06.2007



















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков