GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







Арт-критика




29 апреля в Михайловском (Инженерном) замке открылась выставка "Михаил Рогинский: прежде и теперь" - выставка произведений художника, ставшего ключевой фигурой поколения 60-х годов. Представлены два периода творчества мастера: "прежде"- произведения 1960- х и "теперь" - картины, созданные на рубеже ХХ и ХХ1 веков. Две, разделенные толщей времени, концепции искусства, непохожие друг на друга и по живописной манере, и по сюжетам, и по отношению образов к прототипам реальности. Однако, между ними и много общего - суровая "эстетика простых вещей", "эстетика ничего", великая проза жизни, интерес к сегодняшнему и "некрасивому".

На выставке представлены работы художника из собраний Государственного Русского музея, Музея "Другое искусство" (Москва), собрания фирмы "Прома" (Москва), собрания Алексея Александрова (Москва), частного собрания (Москва).

Детство Михаила Рогинского прошло в Москве, здесь он закончил художественную школу. Служил в армии, однако там свои художественные способности всячески скрывал Не хотел оформлять стенды и писать лозунги. После армии работал театральным директором в маленьких провинциальных театрах: Златоуст, Лысьва, Псков. Сам художник считает, что для него очень важным стал "предметный опыт театра". И первая выставка в Москве, на которой его заметили, была выставка театральных художников - Рогинский закончил отделение сценографии в Училище 1905 года.

Но главной "школой" для художника все же стала Москва, московская жизнь. Она и подтолкнула его к созданию "примитивов", портретов вещей. Михаил Рогинский был, пожалуй, единственным в альтернативном искусстве 1960-х годов, кто не отвернулся от действительности, кого влекла "живопись как отображение и продолжение жизни". Он писaл дома, окраины, простые предметы, создавая "портреты вещей", как галерею типов. Дверь, плита, примус, коробок спичек, бутылка, буханка хлеба, даже квадратики плитки были "писаны с натуры", единичны, как имеющие "удостоверение личности". При этом, предметы Рогинского являлись и "бывшими в употреблении", предполагая некую личную биографию. А вскоре художник сделал поистине революционный в тех условиях шаг - начал работать напрямую с самим материалом реальности, став автором первых в нашем искусстве объектов. Созданные им произведения, сохраняя качества живописной конструкции, имели форму и вид настоящих стен и дверей и включали натуральные ручки или розетки.

Иногда Рогинский показывал свои картины. В квартире брата в Хорошево-Мневниках сама собой сложилась своего рода маленькая, почти постоянная выставка его работ. В те времена в московской художественной среде складывался необычный ритуал - создатели произведений начинали искать зрителей среди собратьев по цеху. Показ работ друг другу, посещение подвалов и чердаков, каковыми обычно и являлись мастерские, стали внутренней необходимостью.

В 1976 году в залах МОСХа на Беговой была открыта большая выставка двенадцати художников. Своего рода двенадцать маленьких персональных выставок. Рогинский показывал шестнадцать работ. Три городских жанра шестьдесят второго года и работы из серий "Кафель", "Примусы", "Спички". 1962-1967 годы и ничего из сделанного позже. А в 1978 году Михаил Рогинский эмигрировал в Париж.

В последних работах Рогинского вереница патетических и одиноких предметов сменилась наваждением многолюдных собраний, шествий, скопищ и просто очередей. Однако без "прежде" не было бы "теперь".

Предметный ряд, выбранный художником, можно обозначить "эстетикой московских кухонь" 70-х годов. Наиболее доверительный и человечный мир, в котором снимаются цензурные запреты и образуется некое человеческое братство. Работы Рогинского конца 1990-х - начала 2000-х реконструируют это явление. Художник пишет Москву. Собрания, магазины, остановки, рынки, толпу. Все входит в водоворот его живописной среды.

Структура образности живописи 1990-х носит ностальгический характер, это воспоминания о нелегком московском бытии. Отделенный временем и пространством, художник видит все те же атрибуты кухонного круговорота, но уже без тени враждебности, и текст, появляющийся на холсте, - поиск внутреннего диалога, констатация человеческих привычек: "Каждый раз он забывал выключить газ..." (1993) или: "Только вчера он понял, что нужно все поменять" (1993). На картинах последних лет по-прежнему можно различить все те же базовые предметы мира Рогинского. Но эти вещи - уже не главные герои натюрмортов-портретов. Они вновь заняли подобающее им место в общей картине мира. Бутылки и буханки хлеба расположились на столах, выключатели, зеркала, фотографии - на стенах, и даже мондриановские квадратики кафеля оказались всего лишь частью интерьера продуктового магазина.

Люди, почти отсутствовавшие в картинах 60-х, теперь доминируют. Но если раньше Рогинский писал "портреты вещей", то теперь он рисует "натюрморты" жанровых сцен, "ландшафты" очередей и уличной толпы. Персонажи картин Рогинского не индивидуализированы, но и не безличны. Они, как те самые, любимые Рогинским, хрущевские блочные дома - единственная архитектура, которая появляется на его картинах, даже если он по памяти рисует улицы и площади совсем другой застройки. По мере того как изображаемый Рогинским советский мир уходит в прошлое, предмет вновь растворяется в живописи. Это не муляжи, но все те же предметы, только подвергшиеся воздействию времени. "Добавленные" детали вросли обратно в картину, подобно прибитой к живому дереву вывеске, со временем вплавившейся в плоть ствола. "Пальто", "Брюки", "Пиджаки" начала 1990-х кажутся контурами, еще проступающими на поверхности живописи, окончательно втянувшей в себя предмет.

В новых работах Михаил Рогинский возвращается к "идеальному времени" 60-х - к своим и чужим воспоминаниям, образам, извлеченным из личного прошлого и общей истории. Он обращается к московской толпе, к "людям нелегкой судьбы", патриотам московских очередей и тусовок. Сам художник говорит, что он рисует в Париже тех москвичей, которые к нему "приходят" там. Они, эти москвичи, - плод фантазии, и вместе с тем совершенно реальны: "Я знаю, каким голосом говорит каждый из них. Я вдруг вспоминаю какой-то забор, какую-то дорогу, наплывает череда ассоциаций..."
"Я заставлял себя воссоздавать реальность, исходя из своего представления о ней. Этим я занимаюсь до сих пор."
Михаил Рогинский

Автобиография

1931 - родился в Москве

1946-1950 - учился в Московском городском художественном училище у М.С. Перуцкого

1950-1951 - учился в Московском художественном училище "Памяти 1905 года"

1951-1953 - служил в армии

1954-1960 - работал театральным художником в Северодвинске, Лысьве, Пскове и Златоусте

1963-1969 - преподавал в Московской городской художественной школе N1 на Кропоткинской улице

1964-1976 - преподавал в Заочном народном университете искусств, Москва

1978 - эмигрировал в Париж, где проживает в настоящее время



Персональные выставки

1975 квартира Валерии Доброхотовой (Армянский пер., 1а), Москва

1980 Le Cite Internationale des Arts, Париж

1982 Beneth Gallery, Тель-Авив

1983 Galerie George Lavrov, Париж

1985 Galerie George Lavrov, Париж

1987 Studio Galerie, Гамбург

1988 Galerie George Lavrov, Париж

1991 Galerie Jorge Alyskewycz, Париж

1993 Galerie Jorge Alyskewycz, Париж

1994 "Каждый раз на выставке...", L галерея, Москва

1995 "Московская серия", L галерея, Москва

1997 Galerie Jorge Alyskewycz, Париж

Квартира Полины и Анатолия Гузманов,Левиттаун,шт. Нью-Йорк, США

1999 Галерея "15 м2", Центр современного искусства Дж.Сороса, Москва

2000 Галерея Red-Art, Москва

2001 Государственный центр современного искусства (однодневная), Москва

2002 "Городские виды и несколько натюрмортов", галерея "Сэм Брук" ГКЦМ В.С. Высоцкого, Москва

2003 Galerie Jorge Alyskewycz, Париж

Выставки Михаила Рогинского в музеях России:

"Пешеходная зона". Государственная Третьяковская галерея. 2002 (признана информационными изданиями лучшей выставкой года).

"Пешеходная зона". Ярославский художественный музей. 14 ноября - 15 декабря 2002

"Пешеходная зона". Костромской художественный музей.

"Пешеходная зона". Вологодская государственная картинная галерея.

"Михаил Рогинский: прежде и теперь". Государственный Русский музей. 29 апреля - 31 мая 2004

"Михаил Рогинский. Живопись о жизни". Новосибирский государственный художественный музей. 2005 год


Подготовлено пресс-службой ГРМ

Тел/факс 117-81-55

e-mail: press@rusmuzeum.ru


5.05.2004



















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков