GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







Арт-критика





Фотосерию 1999 года, изданную в виде книги "Look at Me I Look at Water" в апреле 2004-го, для Москвы можно считать свежей – обычно михайловские проекты докатываются сюда медленнее. Впрочем, за последние 10 лет пейзаж, окружающий человека, по которому на Западе охотно судят о русской фотографии вообще, все равно не особенно изменился: Харьков, где Михайлов снимает, и Берлин, где он живет. Издавая книги и получая премии за границей, Михайлов не изменяет своему харьковскому кругу: по-прежнему фотографирует пьяниц и бомжей, блаженных, беспризорных, солдат, стариков, больных, помойки и городской мусор.

Два года назад Михайлов показывал фотографии харьковских подзаборников на "Арт-Москве". Тогда думалось, что это предел, однако теперь заскорузлые уроды для Михайлова – программа-минимум, которая в новой серии существенно превышена. Если расфокусировать взгляд, то эти листы покажутся по-журнальному модными, нарочито небрежными коллажами, но подманенный так эстет выйдет из зала с больным зрением, с глазами, покрытыми микроскопическими кровоточащими ранками.

Мелкие снимки собраны в группы и наклеены на картон, иногда составляя законченное повествование, иногда объединяясь только по форме. Фрагменты напечатанного по-английски текста идут поверх русских каракулей. Рядом с никчемной пьянью на фотографиях, арабесками огибая снимки, струятся никчемные, пустые соображения по поводу увиденного. Михайлов раскладывает снимки и наговаривает рассказы-мантры, автоматически записывая их за собой, не заботясь о читаемости. Он будто заговаривает, успокаивает себя и читающего: буквальное описание леденящей кровь картинки куда миролюбивее ее самой.

Михайлов – мастер бороться с фобиями, вываливая (он сам использует термин "выброс") в работы тонны никчемного мыслительного мусора. Подпись к портрету спящего алкаша: "Чтобы определить, живой человек или мертвый, врач неожиданно сильно надавил большим пальцем руки на глаз". Жареный цыпленок нахлобучен на михайловский член. Кусок цыпленка откусывает жена Вита. Текст: "На жаргоне "жарить" – это "иметь половое сношение", то же самое имеется в виду, когда говорят..." – запись обрывается.

При восприятии этот переизбыток текста неизбежно провоцирует психоаналитические изыскания. Фотографирование, говорят, стирает образы из памяти. Михайлов по этому же принципу глушит собственный внутренний монолог, выливая на поля фотографий лужи бесовской брани, и, отключившись, достигает той степени беспристрастности, когда на лица бомжей можно смотреть, как на те же цветы.

Свободный от образов и от текста, фотограф Михайлов уже не вполне субъект, даром что жмет на кнопку. Его стеклянный глаз, вроде сосредоточенный на бомжах и бомжеватых пейзажах, умудряется все более пристально коситься на самого фотографа. Он все чаще перемежает внешних героев собственными автопортретами, размывает четкий контур отношений автор- реальность. Михайлова-исследователя теперь всерьез интригуют качества Михайлова-персонажа, именно того, кто представляет на Западе русскую фотографию.

16.02.2005



















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков