GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







Арт-критика





В Русском музее открылась выставка новых поступлений отдела новейших течений. Он существует чуть более 10 лет, не имеет аналогов в стране и вызывает постоянную зависть у столицы. Петербург доказывает, что он не только бережно хранит тени прошлого, но и "держит руку на пульсе". Об этом беседа с руководителем отдела Александром Боровским.

- Что такое современное искусство?

- В России это понятие никто не определил, иногда им называют все, что делали художники в ХХ веке. Когда Зураб Церетели заявляет о создании музея современного искусства, он, видимо, подразумевает классический модернизм - Татлин, Миро, Тышлер. И такой музей действительно нужен. Поиски понятия "современное искусство" чрезвычайно болезненны. Всякий, написавший образ Спасителя или импрессионистический пейзаж, считает себя современным художником.

По старой партийной привычке у нас каждое следующее течение должно задушить предыдущее, или наоборот. Еще опаснее, когда одно направление искусства объявляется государственным. Тогда все остальное дохнет. Мэры и вожди вправе любить Церетели, Шемякина и других. Трагедия начинается, когда все остальное объявляется "не искусством". Семье Романовых очень не нравился памятник Александру III, созданный Паоло Трубецким, но у царя хватило ума понять, что если это считается актуальным искусством, то заслуживает быть, даже в качестве памятника императору.

В любой момент может обрести новое дыхание и стать актуальным и дышащий на ладан концептуализм, и абстракция, и неоакадемизм. Новейшее искусство - это не качественное понятие. В нем также много халтуры, как и в любом другом. Просто на Западе актуальные художники не перечеркивают работающих рядом академистов и всех других. Дело музея - не ярлыки навешивать, а по своему разумению выбирать главное. Моя версия - современным можно считать актуальное искусство, то есть искусство мейнстрима - главных идей десятилетия. Когда-то это была абстракция, потом - поп-арт, концептуализм и т.д. Постепенно все эти направления стали классикой и заняли свое место в музеях. Отдел новейших течений ГРМ собирает именно актуальное искусство.

- А что сейчас актуально?

- К сожалению, русское искусство не обладает тем огромным запасом творческой активности, как десять лет назад. Оно вступило в стадию респектабельную и вялую. Строго говоря, новых идей и имен почти нет. Это показал и последний конкурс на право участвовать в Венецианской биеналле. Самым лучшим оказался проект "Мир: сделано в ХХ веке" Сергея Бугаева (Африки). Новую актуальность приобрела академия Тимура Новикова, хотя ее не назовешь радикальной. Интересно работают на стыке компьютерных технологий, видео и фотографии Ольга Тобрелутс и Вита Буйвид. Все они участвуют в нынешней выставке.

- Кто отбирает работы для музея?

- Конкретные вещи отбираю я и мои коллеги. Нет проблемы в том, чтобы кого-то не заметить. Тех, кто занимается актуальным искусством, совсем немного. Если Влад Мамышев (Монро) что-то сделал, то сразу замечаем. К сожалению, мы даже слишком их опекаем и немножко занизили планку. Но если вы назовете мне художника, которого я не знаю - буду очень рад.

- Как собирать актуальное искусство в музеях, ориентированных на признанное, устоявшееся?

- На Западе существует отработанная схема: маленькая галерея - престижная некоммерческая галерея - музей актуального искусства - большой знаменитый музей. Наш путь другой - я стараюсь собирать тех, кто, грубо говоря, вошел в западную музейную тусовку. И в этом нет ничего непатриотичного, знаете, как у классика "русская арифметика дважды два - все четыре, но бойчее". Нет актуального русского искусства, современный художественный процесс принципиально "без границ". Есть комплекс идей, которые апробированы мировыми музеями и выставками. Поэтому Африка и Тимур Новиков могут выставляться в Вене или Нью-Йорке. Александра Шилова западные музеи не выставят ни при каких обстоятельствах. Тот факт, что его пытаются объявить национальным художником, не более, чем рецидив нашей прежней изолированности.

- Илью Глазунова тоже не выставят?

- Нет, хотя на их месте я бы выставил, как такой низовой поп-арт. Поймите меня правильно, никого не хочу обидеть. На всякого мэра должен быть свой гений. Лишь бы он не мешал другим.

- Актуальные художники любят ссылаться на Фрейда, теорию знаковых систем, нескольких современных философов, даже имена которых большинству зрителей ничего не говорят. Для кого они работают?

- Конечно, нельзя говорить о том, что актуальное искусство создается для массового зрителя, но для свободного развития культуры оно важно. Его аудитория - не то, чтобы очень подготовленная, она - своя. Далеко не все завсегдатаи таких выставок понимают, о чем идет речь. Это искусство часто программно занудливо, в такое время мы живем. Но через ТВ и клипы новые языки быстро входят в массовое сознание. Многие прямо апеллируют к массам, вспомните антивоенную акцию немца Ха Шульта на Дворцовой. Другие отдают предпочтение эзотерике, хотя и здесь много игры. Художники чаще всего скачут по верхам, используя умные слова "репрессивность", "амбивалентность" и т.п. Я не верю, что Африка (классический селфмейдмэн) - большой специалист по психоанализу или современной французской философии. Важно, что он обладает даром творить.

- Не слишком ли большие усилия нужно делать зрителям, чтобы все это уловить?

- Культурные усилия воспитывают. Не зря в нью-йоркском МоМА с актуальным искусством знакомят прежде всего детей. Они быстрее схватывают. Наш отдел намерен посвятить будущий год расширению аудитории и провести большую образовательную программу. Начнем с десятого класса, потом опустимся ниже... Мы с Анатолием Белкиным даже книжку написали "Незанудливый курс". Может быть, выйдет.

- Кто из наших художников пробился в элиту современного искусства?

- Илья Кабаков интересен уже не как русский, а как мировой художник. Виталий Комар и Александр Меламед остались русскими артистами, хотя давно живут в Америке. Гриша Брускин, перебравшись на Запад, стал мастером со сложной художественной генеалогией. Кстати, сейчас он делает большое панно для рейхстага в Берлине.

- А некогда знаменитый питерский андеграунд проверки временем не выдержал?

- И московский тоже. Это было искусственное понятие, обусловленное политической ситуацией, злорадствовать по их поводу не стоит. Из питерских художников останется Евгений Рухин, еще двое-трое. У нас сложилась нормальная европейская провинциальная школа, которая порой давала гениев. Но они не рождаются раз в 10 лет. В этом веке русских гениев в искусстве было столько, что нужно дать природе отдохнуть.

- Сейчас на переднем крае - видеоинсталляции и даже интерактивные видеоинсталляции. Что дальше?

- Технологические аспекты искусства всегда преувеличиваются. Переворот в видеоарте совершили фильмы Энди Уорхолла, снятые на обычную пленку. На одной конференции мы долго спорили, когда Татлин был большим авангардистом? Когда создавал для коммунистов памятник "Третий интернационал" и был официальным художником, или когда его отовсюду выгнали, и он подпольно рисовал кисточкой пейзажи и натюрморты? Художник должен быть свободен и чувствовать актуальное. По звонку или по заказу ничего не получится. Завтра самым продвинутым может оказаться "Утро в сосновом лесу".

10.08.1999



















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков