GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







Арт-критика





15 июня – 15 июля

VP-studio

тел. 202 00 29, Ср.Кисловский пер., 5, 5 подъезд, апарт. 41, м. Арбатская

Древнегреческое слово "оксюморон" – буквально "остроумно-глупое" – описывает метод Бориса Матросова совершенно. Спроси у Матросова, какой у него метод, в ответ услышишь:

- Наложение краски путем макания в банку и последующего распространения ровным слоем по тряпке, натянутой...

Само по себе не очень-то смешно и совсем не глупо. Не считают ведь глупцом Мориса Дени, произносившего почти то же самое, только с пафосом художника-ремесленника-трудяги, – наоборот, весьма ценят и берут в сборники "Мастера искусств об искусстве" или другие цитатники в этом роде. А Матросова не берут, хотя Матросов не лукавит в отличие от разных других. Картины у Матросова: сказал – сделал. Не берут же, видимо, оттого, что после распространения равномерным слоем выходит нечто такое, о чем даже и выразиться трудно. Бессмысленнейшие вещи, что только удавалось видеть в и без того не самой богатой на смысл стране. Объекты, перед которыми руками просто разводишь оттого, что это такое перед тобой (поющий музыку из "Эммануэль" чемодан, к примеру). Картины, где соединены какие-то изображения и чуждые, не имеющие к изображениям никакого отношения подписи и надписи – нет, какое-то отношение они все же имеют, но установить отношения и наладить мало-мальский порядок старается сам зритель в меру способностей и знаний (тут вспоминается великолепная, экспрессивная ранняя работа Матросова и друзей с названием "Е...ть-колотить"). Визуализация названий брендов или фразеологизмов была коньком панкующего искусства середины 80-х – но как, откуда, какие тоны и намеки, обычно неслышные, становятся слышны, когда сопрягается визг окрашенной в красное машинки, выдававшей поворотом рычажка билеты в троллейбусе, с названием "Дикие песни нашей Родины"? Это могло казаться глупостью, когда Матросов и товарищи по группе, нескромно именовавшие себя "Чемпионами мира", принцы середины 80-х, делали подобные вещи, но проходило это тогда как современное искусство. Сейчас приемчики Матросова выглядят все той же остроумной глупостью, но проходят они теперь – но не у него – как реклама; то есть, не такая уж глупость оказалась неформальная молодежь середины 80-х, не только Матросов с друзьями, но и нынешние рекламщики, которые ведь тоже оттуда. Сейчас покажутся неуместными слова типа "парадокс", "оксюморон" или "катахреза" (хотя и прозвучат неплохо); и вообще, умничанье на фоне матросовских работ, шариковского лая: "москвошвея", "еще парочку", "риглиз", – все это не идет. Аналитически-деструктивное искусство Матросова – всегда в минусе, все для него чересчур – ум, пластика – точно как для рекламы. В одном случае мы только пролетаем мимо – и все, в другом – останавливаемся от удивления, что ничего нет, никакого толка, все пустое, однако же есть вещь, вот она, и это куда вернее всех соображений по ее поводу. Как сказали бы древние греки в случае Матросова – знаю, что ничего не знаю. Нет вопросов.

29.06.2004



















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков