GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







Арт-критика





Невзирая на интенсивную и последовательную смену философских и эстетических парадигм в XX веке, понятие "красота" все еще сохраняется в нашем вокабуляре и в начале третьего тысячелетия. И это при том, что известное мессианское кредо Ф.М. Достоевского давно уже не воспринимается безоговорочно. Актуальность обсуждения проблем "красоты" определенно вызвана дезориентацией и отсутствием четких критериев в оценке этого явления на самых разнообразных социальных и культурных уровнях, а также желанием расставить нужные акценты, поскольку сам предмет разговора отнюдь не очевиден в своем ускользании. В настоящий момент термин "красота" предполагает невероятное множество смыслов и истолкований. Отчасти это вызвано обилием оригинальных концепций и появлением новых институций, дающих свои собственные обоснования и легитимации современной "красоте". Подобная полифония значений связана с тем, что нынешнее постиндустриальное общество довольно давно не имеет дела с замкнутыми и самодостаточными эстетическими системами прошлого. Не вызывает сомнения и то, что "красота" сейчас - лишь один из элементов большого многоэтапного интернационального деконструктивистского процесса. Появление новых эстетических ориентиров в контексте эпохи постмодерна предусматривает не только смещение ценностных акцентов, но и неизменное переформирование прежней структуры.

Так что же теперь надлежит считать Красотой?

В свое время теоретик искусства Ян Мукаржовский писал: "Прекрасное - абсолютное совпадение конкретного явления с соответствующей эстетической нормой". Любопытно, но как прежде, так и сейчас "красота" связана с наслаждением и удовольствием от узнавания разнообразных элементов некогда канонических проявлений. Тем не менее, говоря о красоте сегодня, отыскивая ее следы или наслаждаясь ею, мы сталкиваемся с невообразимым количеством кавычек, сносок, справок и отсылок.

Десакрализация и деканонизация прежних эталонов красоты вкупе с передачей их прав и функций масс-медиа, породили особую систему двойного кодирования, многоуровневых сообщений, по-разному опознаваемых и считываемых как обывателями, так и интеллектуалами.

В настоящий момент под "красотой" в искусстве, вероятно, следует понимать в первую очередь китч-арт и иные художественные рефлексии по отношению к феномену китча, а в повседневной культуре - различные артефакты, вызванные к жизни массмедиальными сценариями, претендующими на исключительную полноту высказывания. Произведения Д.Кунса, Пьера и Жиля, М.Кляйна, М.Мори, фильмы Гринуэя и "Титаник", новейшая архитектура и достижения рекламы - вот лишь некоторые проявления этой современной "красоты".

Апроприация новыми институциями сугубо философских, искусствоведческих, эстетических и художественных функций предусматривает и выстраивание своих метадискурсов. Так, например, репрезентация "красоты", сотворенной криэйторами рекламных агентств, предполагает создание такого идеального образца, который наряду с оригинальным художественным воплощением обладал бы и способностью к стимуляции покупательского интереса. Отсюда возникает внимание к незамысловатым, часто с изрядной долей литературщины решениям (как правило, анонимных дизайнеров), понятным массовому сознанию. Немыслимый микс, состоящий из поли-иконографических рефлексий, рекламных разработок, дигитальных спекуляций и узаконенных китчевых проявлений адресован современнику в упаковке "красоты". Теперь, как никогда прежде, "красота" связана с гипнотическим наваждением моды, а соответственно и с маркетингом, рейтингами продаж, эффективной рекламой и корпоративными интересами. Нередко тонкий расчет предшествует созданию "шедевра" (как это было в случае с трансинтернациональным хитом - фильмом "Титаник").

Потребность владеть материализованными воплощениями "красоты" превращает приобретение готовых объектов в символические акты приобщения к Прекрасному. Обогащенное фантазиями и подобное эротическому влечению, желание обладать Красотой действует как катализатор этого процесса.

Тотальная инкорпорация всего чего только возможно институциями, отвечающими за создание новейших образцов "красоты", продиктована массмедиальным скриптом, предусматривающим исполнение тех или иных желаний потребителя. Поэтому в определении современной красоты невозможно апеллировать к каким-либо константным формулам, так как ее сущность будет все время переосмысляться и подвергаться различным реинтепретациям. И в свете этого мы вправе ожидать каких угодно жанровых мутаций.

В области contemporary art, наряду с вышеописанными симптомами, "красоту" неизменно сопровождает ирония и усмешка, без которых сейчас немыслимо получение удовольствия от ее созерцания, узнавания и оценивания. Однако, в то же самое время, когда интеллектуалы источают сарказм, другие социальные группы, искренне считающие себя элитой, идентифицируют проявления эталонов Красоты сообразно собственным котировкам. Среди них сложно вычленить какую бы то ни было типологическую общность, поскольку каждая из таких групп обладает своими ценностными ориентирами, образцами и "версиями" красоты. Тем не менее, ключевым словом тут будет "престиж". Мы можем лишь догадываться о причинах возникновения тех или иных новых образцов "красоты" и о степени их соотношения с реанимированными канонами прошлого. Достаточно часто в этих кругах основными критериями при оценке объекта являются его денежный эквивалент, наличие престижного лейбла, а также его эксклюзивность. Избирательность подобного восприятия закономерно влечет за собой навязчивое использование ограниченного набора кодов и клише, подтверждающих принадлежность обладателя к той или иной элите.

Следует отметить, что для постсоветского сознания характерен специфический симбиоз представлений о прекрасном времен дефицита с подвергнутыми местной транскрипции западными идеалами "красоты" общества потребления. Таким образом, в контексте современного культурного ризоматического пространства можно наблюдать одновременное существование множества автономных эстетических систем, каждая из которых предлагает собственную интерпретацию "красоты".

Комод # 10

13.10.2001



















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков