GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







Арт-критика





Прогулка по Винзаводу в рамках Московской биеннале

Спецпроект московской биеннале "Верю" под кураторством Олега Кулика открылся на Винзаводе, новой арт-площадке, в феврале. Теперь он открылся еще раз (для иностранцев, приехавших на биеннале), а вместе с ним – еще четыре выставки. Прогулка по заброшенным подвалам и цехам бывшего пивоваренного завода, пропахшим краской, сыростью и гниющим деревом, сама по себе вызывает сильные впечатления. Иногда к ним добавляются впечатления от современного искусства.

Посетителей на выставках очень много. Зачастую из-за потока людей даже не сразу удается войти внутрь. Каждая выставка имеет четкий кураторский проект, который оказывается очевиднее, чем эстетические достоинства отдельных работ. Впрочем, для биеннале с названием "Примечания: геополитика, рынки, амнезия" эстетика – дело десятое. А для зрителей, оживленно, хотя и с некоторым трудом передвигающихся по темным и холодным комнатам, – тем более.

"Мы ваше будущее" (кураторы Итан Коэн и Хуан Пунтес) – первая выставка по ходу следования. На нескольких этажах представлены художники, утверждающие, что будущее за ними. Китай и страны Латинской Америки не желают более находиться на обочине искусства. Правда, несколько залов с хмурыми смотрителями-китайцами трудно назвать центром. Зато явная политическая ангажированность произведений рифмуется с сегодняшним временем. Из работ больше всего запоминается Карл Маркс, выскакивающий из посылки, как черт из табакерки, и поле золоченых бюстов китайских правителей (Фан Лицзюнь "Главы культуры").

Экспозиции "Материя и память" (кураторы Станислав Шурипа и Рене Падт) занимает целый подвал. Так или иначе, объекты, конечно, связаны с памятью. Но при таком раскладе с материей и памятью можно соотнести что угодно – и вертикальный "Газон" Максима Русакова, и звездчатый узор из "Колготок" Анны Ореховой, и ироничное видео Горана Хассанпура "Московская Фиеннале", в котором герой на ломаном английском поет дифирамбы прекрасной России.

Следующая выставка пространству посвящена напрямую. "Памятники тревоги нашей: истечение места" (куратор Лолита Яблонскене) объединяет произведения, связанные с темой города. В центре зала с невыносимым запахом краски за ремонтными полиэтиленовыми полотнищами помещено несколько видеоработ. По периметру развешены фотографии и расставлены инсталляции. Выделяется коллекция бронзовых радиоприемников Бика ван дер Пола "Врунишки", фантастические "Машины" Владимира Цеслера и Сергея Войченко и видео Элеонор де Монтескью "Атомные города".

Дойдя до последней экспозиции – проекта специального гостя биеннале Дарена Алмонда "Если бы ты был рядом", испытываешь невероятное облегчение – появляется шанс остановить растущее недоумение по поводу современного искусства. Проект Алмонда – это четыре видеоинсталляции. Замедленно воспроизведенный взгляд пожилой женщины, потерявшей мужа, направлен на танцующую пару. На двух других экранах – роскошный фонтан и светящаяся мельница. Все вместе почти физически воссоздает структуру и трагедию памяти, воспоминание о счастье, пережитом и потому иллюзорном.

7.03.2007



















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков