АРТ-АЗБУКА
словарь современного искусства


Подглядывать хорошо


В галерее Марата Гельмана открылась выставка Татьяны Антошиной "Из жизни юношей".

Второе название проекта - "Вуайеризм Алисы Гай", которая, собственно, и является главной героиней выставки. Выдуманный Татьяной Антошиной персонаж, кинорежиссер Алиса Абрамовна Гай, отличается до мелочей продуманной биографией. Дочь русских эмигрантов возвращается в Москву в 50-е годы, где в рабочее время занимается преподаванием во ВГИКе, а часы досуга занимает наблюдением за окружающими. К занятиям вуайеризмом Алису толкнула не столько собственная бедная событиями личная жизнь, сколько находка дневника незнакомой девушки. Дневник к Алисе попал от некоего молодого человека, выловившего отсыревшую находку в пруду.

"Вуайеризм Алисы Гай" преподнесен порционно - в виде фотографий, скульптур и текстов. Фото на самом деле являются избранными кадрами из фильма, посвященного душевным переживаниям героини и ее приходу к вуайеризму. На черно-белых снимках, снабженных рукописными комментариями на манер комиксов, режиссер Алиса Гай разглядывает себя в зеркало, общается с малознакомыми мужчинами и пристально глядит в окно. Лучше всего воплотить образ загадочной Алисы Абрамовны получилось у самой Татьяны Антошиной, которая позировала для серии фотографий в ретрокостюмах.

Свои тайные фантазии Алиса Гай воплотила и в рисунках, которые изображают молодых купальщиков атлетического сложения. Зарисовки сводятся к общему сюжету: обнаженные юноши группками выходят из пруда, направляясь в камышовые заросли. Дополняют картины фрагменты текста - избранные места из дневника и одновременно реальные истории из жизни натурщиков Татьяны Антошиной. Кроме этого, творческим плодом вуайеристки стали несколько скульптурных композиций все с теми же юношескими групповухами. Работы остались незаконченными, так как в разгар работы над материализацией своего мира Алиса Абрамовна вдруг эмигрирует в Америку. Такой крутой поворот в судьбе героини отражает звуковое сопровождение выставки - неразборчивое бормотание на английском.

Для "Вуайеризма" у Татьяны Антошиной давно была припасена маска Алисы Гай - персонажа почти жизненного, объединившего фамилию американской знакомой художницы со значением слова "guy" в английском. Но это очередной обман, потому что заявленная в названии выставки жизнь юношей изначально вторична и интересует художницу лишь как дополнение к образу героини. Все эти guys, все эти развешанные по стенам рисунки, хотя и изображают мужчин, говорят прежде всего о женщине. Таков и финал: свободная как ветер Алиса Абрамовна подхватывает чемоданчик и отправляется к американским guys, еще не изученным, но многообещающим.

27.04.2002

Аля ХАРЧЕНКО

Коммерсантъ



полный адрес материала : http://azbuka.gif.ru/critics/harchenko-horosho/