GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







Арт-критика





На 26-й биеннале современного искусства в Сан-Паулу представлены два русских художника мирового уровня

 
 
Русское искусство предложило бразильской публике два объекта – поролоновый "Кинотеатр" Сергея Шеховцова и "Галлюциногенную политику" Павла Пепперштейна.

"Кинотеатр" российский куратор Виктор Мизиано охарактеризовал как "визуальное средство, дающее возможность для коммуникации, а не предмет критики и разрушения, коими являются современное телевидение и киноиндустрия". По замыслу художника зрители должны проходить по подиуму как бы перед экраном кинотеатра, но, оглянувшись в зал, они увидят, что на них пристально смотрят поролоновые фигуры: беременная женщина и влюбленная парочка, тетка с авоськой и парень, жующий поп-корн. Второй объект – Павла Пепперштейна – специальными пояснениями не снабжен. Впрочем, соотечественникам он известен по выставке "Москва – Берлин" в Историческом музее. Оба проекта имеют отношение к московской галерее "Риджина".

В Сан-Паулу давно существует российское представительство. Им распоряжается Министерство культуры, осуществляющее там весьма туманную политику. В середине 90-х там побывали проекты Ильи и Эмилии Кабаковых и Олега Кулика.

Странным кажется, что в биеннале Сан-Паулу, одном из старейших и авторитетных мировых форумов современного искусства, принимает участие лишь одна российская галерея. Возможно, в Министерстве культуры думают, что остальные до международного уровня не доросли.

Если так, что же будут показывать на заявленной на конец января первой Московской международной биеннале? На ее проведение выделен 1 млн. государственных долларов, и проходить она будет в здании бывшего Музея Ленина. Кстати, из художников "Риджины" не выбрали никого, даже "бывший" Олег Кулик отправлен в параллельную программу с диагнозом "слишком стар для молодой биеннале".

Вообще бразильский опыт может оказаться для нас полезным. Бюджет биеннале – порядка 6 млн. долларов. Проходит выставка в павильоне, который в 1954 году построил из стекла и бетона великий архитектор Оскар Нимейер к 400-летию города. Пионер бразильского модернизма окутал три этажа белоснежными пандусами, которые, как ленты, извиваясь, спускаются вниз. С них открываются прекрасные виды на экспозицию. На нее в день вернисажа решил посмотреть даже президент Бразилии Луис Инасио Лула да Силва, предварив осмотр пламенной речью. Помимо государственных лиц, на вернисаж собралось около 20 000 посетителей, а за три месяца работы организаторы рассчитывают на миллион зрителей. Для России это цифры невообразимые. У нас даже московскую фотобиеннале, которая считается очень популярной, посещают не более 100 000 человек за полгода. Но Бразилия – страна других, не европейских и даже не российских масштабов: здесь и улицы шире, и дома выше, и омывают ее не моря, а Атлантический океан. Например, за день пляж на Капакабане (район в Рио-де-Жанейро) посещают в среднем 30 000 человек, а современное искусство в Бразилии – развлечение не хуже волн, вполне может собрать пару десятков тысяч зрителей за вечер.

Куратор биеннале Альфонс Хьюг постарался сделать все, чтобы на выставке народу было много и каждый получил удовольствие. Он отобрал около 70 художников, приблизительно третья часть из них – бразильцы. Отдал последним центровые места на первом этаже. Они выстроили похожие друг на друга инсталляции из дерева, смахивающие то на гигантские поленницы, то на строительные леса. На втором этаже Хьюг густо развесил всевозможную живопись, уделяя особое внимание своим соотечественникам и американцам. На третий этаж куратор определил большинство национальных представительств, экспозиция которых плавно переходила в традиционную выставку-шоу пяти художников мирового артистического мейнстрима. Среди них самыми известными оказались весьма модный и дорогостоящий немец Нео Раух и не менее дорогостоящий немецкий фотограф Томас Штрут. И наконец, несколько портящие общий живописно-декоративный настрой видеоработы Альфонс Хьюг запихнул в отдельное гетто на втором этаже, где большинство художников были приглашены не им лично, а выдвинуты от различных стран. В каталоге господин Хьюг поет песнь живописному ренессансу, постоянно вспоминая то Сезанна, то Кандинского и всячески пиная "политизированное и социально-ориентированное", а оттого, по его мнению, эстетически непривлекательное искусство.

Самой скандальной работой (уж не знаю, как она проникла в этот рай) стало видео болгарина Рассима, где крупным планом показана техника операции обрезания.

Еще одна работа могла бы стать ключевой на биеннале, но не стала. Речь идет о новом жестком видеопроекте автора знаменитого "Кремастера" и мужа певицы Бьорк, Мэтью Барни De Lama Lamina, который он снял в Рио-де-Жанейро во время прошлогоднего карнавала. По слухам, он перебежал на конкурирующую сторону – в бразильский музей современного искусства "Пинакотека".

Но кажется, в оргкомитете биеннале об этой потере не жалели. "Зачем опять смотреть на слизь, грязь и орхидеи, цветущие во рту уродцев, зачем нужно это на фоне прекрасного карнавала?" Вероятно, они по-своему были правы. Наверное, для Бразилии актуальнее размышлять на тему окружающего мира, футбола и красоты живописи, чем думать о каких-то политических катаклизмах и социальных проблемах.

В этом, кстати говоря, бразильская биеннале очень схожа с нашей. Известно, что в Москве политические темы тоже затрагиваться не будут. По-видимому, в развивающихся странах это не модно.

22.10.2004



















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков