GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







Арт-критика





Выставки классиков нонконформизма



Новое московское экспозиционное пространство, предназначенное современному искусству, открыл в Трубниковском переулке фонд Елены Березкиной "Эра". Для затравки предложили дискуссию Formalism Forever?, приуроченную к семидесятилетию "правдинской" передовицы "Сумбур вместо музыки". Два с лишним часа разумные с виду люди обсуждали актуальность псевдомарксистской критики натурализма, декадентства и модернизма, забыв о том, что филиппики сталинского сатрапа тов. Жданова имеют чрезвычайно косвенное отношение к левой традиции, под которой по привычке чистят себя актуальные художники. Позорно окончившись во второй половине 1920-х годов, революция начала пожирать не только своих детей, но и отцов, плавно скатываясь в тоталитаризм. Поминать всяческие артефакты той плачевной эпохи, экстраполируя их на нынешнюю вольнолюбивую эстетику, жест эффектный, но безнадежно глупый. Неподцензурное искусство социалистической поры, из которого родилось пресловутое contemporary art, только и делало, что пыталось преодолеть свою советскость как врожденную болезнь. Да и то безнадежно. Ибо, как писал подлинный марксист Плеханов, "яблоня должна родить яблоки, а не персики: буржуазное искусство должно выражать буржуазные идеалы и настроения". Советское искусство – официальное и неофициальное – выражало советские идеалы. Одно – прямолинейно и твердолобо, второе – по принципу от противного. Но с тем же авторитарным замесом. Что видно по двум выставкам, открывшимся волею судеб в тех же арбатских окрестностях, неподалеку от расположения фонда "Эра", где митинговали "новые левые".

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет проект "Михаил Шварцман. Знаки СХКБ Легпром", который приурочен к выходу соответствующей книги, посвященной знаменитой школе графического дизайна. Легендарный художник-нонконформист, мистик, философ и затворник, Шварцман с 1966 года тем не менее возглавлял Специальное художественно-конструкторское бюро Министерства легкой промышленности РСФСР, разрабатывавшее товарные знаки, упаковки, ценники и ярлыки для трикотажных, обувных и кожгалантерейных фабрик. Он руководил молодыми дизайнерами, на них отрабатывая собственный стиль, идеологию и мифологию. Ни на выставке, ни в книге не найти логотипов и лейблов работы самого Шварцмана – он был начальником, а не исполнителем, но весь этот "малый фирменный стиль" несет печать единого авторства. И унифицирующей авторитарности тоже. Имя Михаила Матвеевича не случайно вынесено в названия проекта и альбома. А компактное черно-белое издание, выпущенное тщанием любимого ученика Дмитрия Горохова, логически дополняет недавний роскошный каталог-резонне Шварцмана, уже отрецензированный нашей газетой (см. "Время новостей" от 23 декабря 2005 года).

"Шварцманята" (самоназвание сотрудников бюро), изготавливая прикладной продукт, грезили о магическом знаке, "иератическом тавре" в духе картин учителя ("иература" – термин самого Шварцмана, производное от "иерархии" и древнегреческого hieros, "священный"). Дуновение сакрального, сквозящее в лаконичной полуабстрактной композиции, что изготовлена по заказу какой-нибудь Сасовской швейной фабрики, – это и есть абсолютно советский феномен. Подкузьмить власти следовало так, чтобы товарный знак превращался в микроикону, а заказчик ничего бы при этом не понял. Но если художественное производство икон не было бы запрещено законом, то не имела бы смысла и подвижническая деятельность шварцмановского СХКБ, изменившего представления о приемах и даже назначении графического дизайна. То была вынужденная духовная революция.

Вынужденной революционеркой-эмигранткой оказалась и Лидия Мастеркова, приехавшая на родину с выставкой графики и живописи "Из Франции в Россию" в галерее "Кино". Это первый персональный проект в стране 77-летней художницы, отбывшей в Париж в 1975 году, после разгрома знаменитой "бульдозерной выставки". Тогда она занималась экспрессивной абстрактной живописью или делала тяжеловесные композиции с очень сложной фактурной проработкой, вводя в пространство картин куски ткани, кружев, парчи из заброшенных храмов. Речь шла о мистике веков и собственном духовном поиске. Потом, в эмиграции, появились пейзажи с геометрическими фигурами поверх них – все больше белые круги с цифрами.

И вот теперь – хрупкие бумажные коллажи с непонятными разводами туши по мокрому и сферической орнаментовкой поверх, посвященные поэтам Серебряного века. Мастеркова будто бы истончается, вырождается, впадает в декадентство – отсюда и Цветаева с Андреем Белым в качестве персонажей. Но продолжает свой непрестанный духовный поиск, который когда-то был дерзкой эскападой, а ныне совпал с руслом школьной программы. Увы – для художницы, к счастью – для нас.

Теперь прежние эстетические потрясения выглядят в самом деле безнадежным формализмом. И дай бог, чтобы так было подольше.

31.01.2006



















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков