GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







Арт-критика





Выставка Елагиной и Макаревича "Русская идея", расположившаяся рядом с енотами в элитном жилом комплексе, требует воскрешения мертвых

Елена Елагина и Игорь Макаревич – одни из главных представителей московского концептуализма. Их выставка "Русская идея" в галерее "Дом Арт", устроенная при поддержке галереи XL, про то, чем мы можем помочь всему населению планеты.

Эта тема заботит многих, и художники предлагают мнение, что все теории, предложенные русскими мыслителями от Хомякова, Достоевского и Леонтьева через Соловьева до Бердяева и Ильина, – несостоятельны. По мнению авторов, всечеловечество, всеотзывчивость, евразийство, славянофильство, византинизм, третьеримскость и прочее не выдерживают критики.

Единственное, чем русские способны спасти мир, – это следованием "Философии общего дела" Николая Федорова, полагавшего, что главное – дружно трудиться ради воскрешения мертвецов (исключительно мужского пола).

С мнением авторов можно спорить, но приходится согласиться с фактом: теория Федорова убедительнее прочих, произросших на русском идеологическом поле, хотя бы потому, что она самая безумная. Да и вообще, без федоровского трупорадения не было бы Константина Циолковскогого, Гагарина и нашего всего, то есть желания улететь куда подальше.

На выставке – черно-белый видеофильм, снятый вокруг памятника Достоевскому на Божедомке: Ф. М. зябнет под снегом, и лают бродячие собаки. По стенам – портреты-эпитафии великих мыслящих русских, искавших национальную идею. Рядом с ними – треугольные черные полочки, жестокими клиньями врезающиеся в стены, а на них – выеденные горбушки черного хлеба и вылепленные из "чернушки" вирусообразные скульптурки, построенные по шести осям вращения.

По мнению Елагиной и Макаревича, эта в высшей степени устойчивая форма (можно бросать об пол – не ломается, можно вращать – крутится лучше заводного волчка) была придумана не то оголодавшими крепостными, не то политзаключенными времен царизма, не то зэками ГУЛАГа. Как бы то ни было, это формообразование похоже на противотанковых ежей, установленных вокруг Москвы, когда ее стремились захватить немцы.

Главный же объект выставки – отлитый в бронзе 6-осевой "волчок", по Макаревичу и Елагиной, это убедительный визуальный символ русской идеи.

Выставка – отличная. Другого от этих художников, блестяще умеющих синтезировать сложные ментальные построения и мастерское владение материалом, ожидать и не следовало.

Но не менее интересно, где была показана выставка. Галерея "Дом Арт" находится в одном из коттеджей жилого поселения "Золотые ключи" в Потылихе, на углу Мосфильмовской и Минской улиц. Там живут люди, не склонные ездить по Москве в поисках эстетических, философских и жизненных приключений. Им необходим замкнутый цикл самообеспечения. В "Золотых ключах", разумеется, есть фитнес-центр, охрана, ресторан, множество парковок и собственный зверинец, где содержатся еноты-полоскуны и горные козлы. Упущения: нет огороженного роддома, морга, супермаркета, кладбища, мест отправления религиозных культов и, разумеется, бюро по воскрешению проживающих на сей территории.

А галерея есть, и это правильно. Достоевский же считал, что красота спасет мир, не так ли? Но писать рецензию на выставку, показываемую за высоким забором и недоступную для обозрения всем желающим, как-то неловко.

26.03.2007



















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков