GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







Арт-критика




"Миф о художнике, как об одиноком гении, который создает шедевры, сам того не понимая, так широко растиражированный к началу ХХ века, постепенно и неизбежно утрачивается. Сейчас уже никого не удивишь долговременным сотрудничеством двух и более художников, объединенных в пары, группы, временные союзы по разработке и осуществлению идей. Частичный отказ от индивидуальных амбиций является непременным условием при работе в группе и существенно расширяет диапазон творческой свободы. Результат деятельности коллективного сознания всегда будет отличаться от того, что создано сознанием индивидуальным. Творчество коллектива (пусть даже самого маленького) не может быть эгоцентричным. Диалог - основа творческого союза, а хороший диалог наравне с хорошей интригой - основа основ зрительского интереса. Работа авторов в паре - это включение зрителя (того самого первого зрителя, или первого читателя, чье мнение так ценно) в творческий процесс."

Екатерина Деготь
"Автор умирает в одиночку: постструктуралистская теория сообщила, как известно, о его смерти, но лишь такого Автора, который является символом точечной автономной индивидуальности Нового времени, - субъекта в мужском роде и единственном числе. Других не предупреждали, и множественный, например, автор рассчитывает еще протянуть. В ХХ веке, и особенно в его конце, оказались, в самом деле, распространены различные формы группового и парного творчества, сетевой деятельности, сотрудничества, соавторства, диалога и коммуникативности, которые как будто гарантируют от смерти (автор оказывается слишком занят, чтобы умирать, и слишком громоздок, чтобы быстро редуцироваться к нулю). Возможно, коллективный автор вообще бессмертен, как народ"

Наталья Абалакова
(пара Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов)

"Вместо нас работает делегированное тело, которое мы назвали "структурный объект"

Кирилл Преображенский
(пара Алексей Беляев - Кирилл Преображенский)

"В случае коллективной работы вопрос об идентичности не стоит. Все современное искусство - коллективный продукт, в каждой работе так или иначе участвуют галеристы, критики и много еще кто... Есть только одно отличие между работой вдвоем, втроем, вдесятером и работой в одиночку - в коллективе работа веселее. За счет количества участников обретается дистанция"

Илья Уткин
(пара Александр Бродский и Илья Уткин)

"Споры были всегда. Но споры о форме, а не об идеологии. Если бы мы спорили об идеологии, тогда бы мы не работали вместе. Когда задавалась тема, мы начинали думать об одном и том же, потому что был наработанный взгляд на существо вопроса, некое мировоззрение. Потом мы начинали спорить - о форме, о композиции, о деталях. Переводили огромное количество калек - на каждый проектный лист было переведено тонны калек"

Пара Андрей Великанов и Намнияз Ашуратова
"Ведь никуда не денешься от диалектического единства противоположностей, где Жилин, там и Костылин, где Спартак, там и ЦСКА, где картошка, там и селедка..."

Владимир Дубосарский
(пара Владимир Дубосарский и Александр Виноградов)

"Вдвоем принципиально быстрее. В два или в четыре раза. Одному очень тяжело. Получается, что он вынужден делать свою вещь, а свою вещь делать тяжелее. Все время к ней относишься - или хорошо, или плохо. А когда вещь не твоя, а как бы чужая, ты к ней относишься по-другому. Вещь надо делать не на отлично, а как бы на "четыре", надо делать нормально"

Аристарх Чернышов
(пара Владислав Ефимов и Аристарх Чернышов)

"...соответственно мы решили создать группу - стать киберпидарасами. И сделать сайт в Интернете, обсуждать там тему... бесконтактной педерастии. Они всем хороши, эти пидарасы, кроме того, что в задницу не трахают. В этом тоже есть прелесть"

Франциско Инфанте
(пара Франциско Инфанте и Нонна Горюнова)

"Ну как вы разделите песни "Битлз" на отдельные элементы? Мелодию музыкальную? характер? - там что-то неуловимое, но там присутствуют четыре персоны, которые их создавали, но они присутствуют в синтетическом виде. Как разделить это? Не получится"

Виталий Комар
(пара Виталий Комар и Александр Меламид)

"Мы делаем сейчас плотины с бобрами, строим вместе с термитами, фотографировали с обезьяной. Но когда мы работаем со слонами, то получаем совершенно особенное удовольствие"

Игорь Макаревич
(пара Игорь Макаревич и Елена Елагина)

"Преимущества совместного творчества в том, что это - шаг к большей самоиронии"

Светлана Мартынчик
(группа "Мартынчики")

"Людей безумно много. Всего безумно много. Едешь, смотришь на домики, думаешь, что за каждым окошечком еще и не один человек скрывается - чудовищно. А изобилие ведет к девальвации. Искусства много, литературы до хренища. И какие-то люди, производящие искусство, обязательно будут невостребованы. И речь идет не о таланте, а об удаче, об умении оказаться в нужном месте в нужное время и так далее. Так вот групповое творчество это гарантия, что минимум зрителя у тебя будет, причем зрителя, который абсолютно в контексте"

Виктор Кузнецов
(пара Олег Маслов и Виктор Кузнецов)

"Мы сами по себе уже культурный штамп - худой и толстый, высокий и коренастый"

Ольга Чернышева
(пара Антон Ольшванг и Ольга Чернышева)

"Бывали такие забавные ситуации, когда один из нас говорил другому: "Слушай, я хочу сделать работу, которая будет выглядеть так-то и так-то". А другой отвечал: "Так я же ее уже придумал, просто не успел тебе рассказать"

Цапля
(пара Цапля и Глюкля)

"Пространство между женщиной и мужчиной кажется более понятным, более определенным, чем пространство между двумя женщинами. Бывает очень комфортная дружба между женщинами. Но у нас такой нет с Глюклей. Между нами требовательные и довольно напряженные отношения. Впрочем, для того, чтобы пространство существовало, оно должно быть напряженным. Мне кажется, здесь вполне подходит идея зеркала"

Лев Евзович
(группа АЕС)

"Мы не объединялись по концептуально-творческой близости или близости темпераментов-характеров: они у нас предельно разные. Мы объединились по принципу цивилизованных партнеров, собравшихся для определенного предприятия"

Сергей Мироненко
(группа "Мухомор")

"Есть методика совместной работы под названием "мозговой штурм". Коллективное творчество располагается где-то рядом. Выдвигаются идеи, обсуждаются версии, отвергаются или принимаются варианты. А если это еще и в легкой обстановке типа "хи-хи, ха-ха", то все происходит моментально"

Дмитрий Файн
(группа "Фенсо")

"Раньше культура функционировала по другим принципам. Было понятие шедевра и понятие Творца. Творец с большой буквы должен быть один. Понятно, что Леонардо всегда один, или там Ван Гог. Это совершенно героические люди, способные производить шедевры. А в последнее время любая, хоть сколько-то интересная, культура не ориентирована на создание шедевров. Задача меняется, творчество мутирует в сторону каких-то межличностных связей, которые несут во многом исследовательскую нагрузку"

Борис Матросов
(группа "Чемпионы мира")

"...наступило время, когда вдруг, неожиданно, стали появляться деньги и возникла другая мера ответственности, требующая предъявления авторства. Мы некоторое время пытались держаться"

Катя Каменева
(группа "Четвертая высота")

"В настоящий момент в современном искусстве, мне кажется, смешно работать одному"

Вадим Захаров
"В "Словаре терминов московской концептуальной школы" я аннексировал это понятие "соавторства" как авторское, как свое"

Марина Колдобская
"Если бы "Фабрика" Уорхола существовала в 17 веке, мы вряд ли узнали имена всех этих актеров, фотографов, музыкантов, тусовщиков..."

Олег Кулик
"Самое важное - как в титуле указывается. Может быть написано: Олег Кулик в соавторстве с Тютькиным. Или: Тютькин в соавторстве с Олегом Куликом. Или: Тютькин и Олег Кулик. Все это три разных типа"

Евгений Семенов
"Я работал в соавторстве много раз и всегда это было частью человеческих отношений. Тот, с кем в этот период времени, я был близок по-человечески, с тем, с кем мне просто хотелось дружить, (я имею в виду художников) - этому человеку я и предлагал совместные художественные акции"

Александр Шабуров
"Когда сроднишься с мыслью, что ты - "современный художник", боишься выставлять себя в качестве такового, прячешься за спины соавторов, на фоне которых более выигрышно выглядишь"

Анатолий Осмоловский
"Собственную практику я рассматриваю как эксперимент в общении с людьми. Когда я создаю какие-то коллективы или участвую в их создании, я пытаюсь отказаться от известных типов общения - вождизма, репрессий, представительства"

Юрий Сенченко
(пара Арсен Савадов и Юрий Сенченко)

"Это можно назвать репрезентативной петлей, когда псевдо-нарратив побуждает к диалогу, а на самом деле является самозахлопывающимся механизмом"

Ольга Флоренская
(пара Ольга и Александр Флоренские)

"Пинг-понг и джазовую импровизацию соавторства достаточно сложно преодолеть".



















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков