GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







Арт-критика





Математик и лирик Гор Чахал в своем новом визуальном проекте "Мария" задает вопросы о сущности жизни и смерти

В далеких шестидесятых Гор Чахал мог бы считаться образцовым физико-лириком. Выпускник-отличник МИФИ, он с полным основанием полагает, что "кризис гуманизма, под флагом которого прошло последнее десятилетие, говорит о том, что цивилизация мутирует. Техника деформирует культуру и обезображивает ее". Работает он при этом со всякими сложными технологиями, и прибор ночного видения или же медицинский лазерный сканер – еще не самые сложные из его арсенала подручных средств. К тому же он хочет, чтобы принцип визуальности в визуальном искусстве опять вошел в моду. Следует сказать, что возвращение утраченной образности и выразительности, то есть зрительно воспринимаемой составляющей произведения искусства, – тема актуальная и в мировом масштабе. Франческо Бонами, куратор грядущей Венецианской биеннале, которая откроется в июне, во время своего последнего приезда в Москву говорил о новом пришествии Живописи, умершей, казалось бы, безвозвратно и навсегда.

Гор Чахал вполне попадает в это русло остроактуального искусства, хотя его произведения выглядят как большие цветные фотоотпечатки, обработанные при помощи запредельно усложненных технологических ухищрений. С возрождаемой живописью его работы роднит одно существенное обстоятельство: повышенная норма приложенного труда на один квадратный сантиметр.

Хотя Чахал решительно предпочитает большую, выразительную и избыточно красивую "картину", в его творчестве прослеживаются и реликты концептуализма – того самого, который с этой самой образностью и покончил, казалось бы, навсегда. Следует упомянуть, что Гор Чахал ведет себя как истинный "человек богемы" (которой в реальности на свете не существует). "Богемная" идентичность художника упомянута не ради красного словца и не потому, что в первой половине девяностых он вошел в московское искусство именно в этом образе: с его первых фотографий, еще не затронутых компьютерными манипуляциями, смотрел сноб и эстет в белой рубашке. Дело в другом. "Художник-персонаж" – важнейшая примета эстетики московского концептуализма семидесятых. Только если персонажем Ильи Кабакова был маленький человек из коммунальной квартиры, то Гор Чахал выступает в роли пижона и битника шестидесятых. Разница в том, что Кабаков дистанцировался от своего персонажа, а Чахал приложил множество усилий для окончательного с ним слипания.

Даже после того, как постановочные фото сменились у Чахала работой со всякими техническими прибамбасами, всегда можно было обнаружить личное присутствие художника – месмерически мерцающая фигура изображала самого маэстро, картинно разлегшегося на столе под лазерным сканером, а вспыхивающие неземным светом фантомы казались соратниками Гора Чахала по многотрудной богемной жизни.

В новом проект Чахала – "Мария" – художник как бы удаляется на значительное расстояние и начинает говорить об истинах столь высоких, что делается даже страшно. Не пугайтесь, дорогие читатели, но речь пойдет о жизни вечной. Как утверждает художник, Дева Мария первая из людей получила личное бессмертие. Впрочем, христианские ортодоксы могут быть спокойны – на работах в галерее Марата Гельмана просто использованы фотоизображения обнаженной девушки по имени Мария. И только всяческие компьютерные чудеса преобразили ее в сияющего золотого ангела, парящего в занебесном пространстве.

Конечно, разговор о последних истинах, ответственности, золоте русских икон и фаворском свете кажется наивной архаикой – при нашей-то тотальной иронии. Спасает лишь мысль о том, что всю эту мудреную заумь выдает на-гора тот самый пижон и эстет, явившийся прямо из шестидесятых. Из свидетельских показаний явствует, что в те славные времена словосочетания "Павел Флоренский" и "Николай Федоров" действовали на девушек убедительнее букетов, а одно упоминание о Псевдо-Дионисии Ареопагите заменяло смокинг в среде людей солидных, размышляющих только о тайнах мироздания. Нынче эти имена и затеи имеют хождение почти исключительно в среде бывших исторических материалистов и научных коммунистов, перековавшихся в страстных поклонников "русского религиозного возрождения".

Но, повторяю, в театрализованной постановке, устроенной Гором Чахалом, нет и быть не может никакого намека на ретроспективную иронию по отношению к делам давно минувших дней. Речь и в самом деле идет о материализации идей русского мыслителя Николая Федорова о всеобщем воскрешении мертвых. Дух XXI века проглядывает лишь в том, что модный художник Гор Чахал занят вовсе не изображением иных миров, как любили делать художники шестидесятых, но дизайном этого самого иномирного пространства. Поэтому воспарившее в небеса ангелическое создание по имени Мария изображена в разных проекциях, словно в каком-нибудь техническом проекте, а сложные ракурсы делают ее созданием и вовсе бестелесным.

Многие искусствоведы, занимающиеся европейской классикой, вполне серьезно полагают, что главное в искусстве – это технология. В данном случае речь, понятное дело, идет вовсе не о технологии смешивания красок и способах подготовки холста, а о методиках сложного наложения "имиджей" в программе "Фотошоп" и других программах, неведомых умам приземленным. Но результат, то есть фотоинсталляция "Мария", получился настолько убедительным, что даже человек, привыкший снисходительно относиться ко всяким завиральным идеям, с которыми носятся художники, неожиданно чувствует, что уже готов начать обсуждение проблем небесного, высокого и даже запредельно высокого.

31.03.2003



















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков