GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







Арт-критика





До сих пор галерист Марат Гельман был известен только псевдосоциальной активностью. В его галерее проходили акции, которые были лишь пародией на политику: тараканы бежали, как участники президентской гонки, листы фальшивого компромата показывали лицо власти в кривом зеркале сатиры. Но было ясно, что у самого Гельмана амбиции иные. И несмотря на то, что работает он с авангардным (то есть очень условным) искусством, сам тяготеет к безусловности и действию вполне недвусмысленному.

Такое действие Гельман совершил на прошлой неделе, когда подвел правовой фундамент под зреющее в массах желание остановить "церетелизацию" Москвы. На пресс-конференции в Центральном доме журналиста он объявил, что проведение референдума о снятии церетелиевских памятников вполне возможно: для этого требуется создать инициативную группу (что уже сделано) и затем собрать сто тысяч подписей; решение же, принятое на референдуме, дополнительного утверждения не потребует.

Ставка была сделана на молодежь, пока находящуюся в политической спячке: Гельман выступал как председатель попечительского совета фонда молодежной культуры "Свое мнение", а рядом с ним сидели студенты, представители либерального союза "Молодежная солидарность" и Независимого профсоюза студентов. Конечной целью является, во-первых, снятие наиболее одиозных церетелиевских памятников (Петра I, "Трагедии народов" на Поклонной и скульптур на Манежной) и, во-вторых, введение цивилизованного и гласного порядка установки памятников в Москве. Гельман рассказал, что из сорока с лишним статей о Церетели в прессе США он не нашел ни одной положительной и что мэры Нью-Йорка, Майами и Коламбуса, штат Огайо, руками и ногами отбиваются от церетелиевской статуи Колумба.

Между прочим, и в памятнике Петру иностранцев больше всего удивляет то, что поставлен он в угнетенной Петром Москве. В самой же Москве это идеологическое обстоятельство мало обращает на себя внимание: не только Церетели, но и всей России на данном этапе неизвестно определение демократии как учета интересов меньшинства. Вот и Гельман, пламенный защитник авангардного искусства (то есть типичного меньшинства), вынужден апеллировать к волеизъявлению большинства, которое сегодня считает уродливыми работы Церетели. В программе "Герой дня" Гельман с нескрываемым уважением говорил о советском времени, когда скульптуры отбирались худсоветами, в результате чего и мог существовать "большой стиль". В речи его то и дело возникали словечки вроде "безыдейный".

Гельман и правда герой сегодняшнего дня. Советское и несоветское, российское и западное, новые цели и старые тактики смешались в нем в той же пропорции, что и в самой российской действительности.

2.07.1997



















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков