![]() |
![]() ![]()
До сих пор галерист Марат Гельман был известен только псевдосоциальной активностью. В его галерее проходили акции, которые были лишь пародией на политику: тараканы бежали, как участники президентской гонки, листы фальшивого компромата показывали лицо власти в кривом зеркале сатиры. Но было ясно, что у самого Гельмана амбиции иные. И несмотря на то, что работает он с авангардным (то есть очень условным) искусством, сам тяготеет к безусловности и действию вполне недвусмысленному. Такое действие Гельман совершил на прошлой неделе, когда подвел правовой фундамент под зреющее в массах желание остановить "церетелизацию" Москвы. На пресс-конференции в Центральном доме журналиста он объявил, что проведение референдума о снятии церетелиевских памятников вполне возможно: для этого требуется создать инициативную группу (что уже сделано) и затем собрать сто тысяч подписей; решение же, принятое на референдуме, дополнительного утверждения не потребует. Ставка была сделана на молодежь, пока находящуюся в политической спячке: Гельман выступал как председатель попечительского совета фонда молодежной культуры "Свое мнение", а рядом с ним сидели студенты, представители либерального союза "Молодежная солидарность" и Независимого профсоюза студентов. Конечной целью является, во-первых, снятие наиболее одиозных церетелиевских памятников (Петра I, "Трагедии народов" на Поклонной и скульптур на Манежной) и, во-вторых, введение цивилизованного и гласного порядка установки памятников в Москве. Гельман рассказал, что из сорока с лишним статей о Церетели в прессе США он не нашел ни одной положительной и что мэры Нью-Йорка, Майами и Коламбуса, штат Огайо, руками и ногами отбиваются от церетелиевской статуи Колумба. Между прочим, и в памятнике Петру иностранцев больше всего удивляет то, что поставлен он в угнетенной Петром Москве. В самой же Москве это идеологическое обстоятельство мало обращает на себя внимание: не только Церетели, но и всей России на данном этапе неизвестно определение демократии как учета интересов меньшинства. Вот и Гельман, пламенный защитник авангардного искусства (то есть типичного меньшинства), вынужден апеллировать к волеизъявлению большинства, которое сегодня считает уродливыми работы Церетели. В программе "Герой дня" Гельман с нескрываемым уважением говорил о советском времени, когда скульптуры отбирались худсоветами, в результате чего и мог существовать "большой стиль". В речи его то и дело возникали словечки вроде "безыдейный". Гельман и правда герой сегодняшнего дня. Советское и несоветское, российское и западное, новые цели и старые тактики смешались в нем в той же пропорции, что и в самой российской действительности. 2.07.1997
| ![]() | ![]() |
![]() [Абсурд] [Авангард (-изм)] [Актуальное искусство] [Акционизм] [Акция] [Алк-Арт] [Альтернативная мода] [Андерграунд] [Апт-Арт] [«Арт»] [Аудитория] [Еда] [«Запад»] [«Кабаков»] [Как бы] [КГБ] [КЛАВА] [Коллективное творчество] [«Коллективные действия»] [Комикс] [Коммунальная квартира] [Контекст] [Концептуализм (в т.ч. «Московский романтический»)] [Концепция] [Критики] [Культовость] [Культурная политика] [Куратор] [Маргинальность] [Медицинская Герменевтика] [Мистификация] [Митьки] [Модернизм] [Мордобой] [Музей современного искусства] [«Мухоморы»] [Наивное искусство] [Наркотики] [Некрореализм] [Неоакадемизм] [Неофициальное искусство] [Нет-арт] [Никомуненужность] [Новое] [НОМА] [Нонконформизм] [Перформанс] [«Перцы»] [Порнография] [Постмодернизм] [Пофигизм] [Проект] [Психоанализ] [Пушкинская 10] | ||||||||||||||||||
![]() |
![]() | ![]() |
![]() | |
![]() | ![]() |
![]() |
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН ДРУГИЕ АЗБУКИ Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru
|