GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







Арт-критика





Йозеф Бойс и Мэтью Барни в Венеции

В Музее Пегги Гуггенхайм в Венеции открылась выставка "Все в настоящем должно быть изменено. Йозеф Бойс и Мэтью Барни". Проект, минувшей осенью показанный в Музее Гуггенхайма в Берлине, привезен в Венецию при поддержке международной группы компаний RIGroup и лично Жанны Буллок, включен в программу 52-й Венецианской биеннале и обещает стать ее изюминкой. Из Венеции – АННА Ъ-ТОЛСТОВА.

На первый взгляд трудно было найти в современном искусстве двух более непохожих друг на друга персонажей, чем Йозеф Бойс и Мэтью Барни. Внешне – никаких совпадений. Ни в хронологии: один, властитель дум эпохи 1968-го, уже двадцать лет, как мертв; другому, названному критикой главным художником XXI века, пару месяцев назад стукнуло сорок. Ни в географии: первый – немец, второй – американец. Ни в образах: Бойс – политик, Барни – модник. Бойс, мастер малозрелищных дадаистских перформансов и политических акций, был одним из создателей германской Партии зеленых – от нее баллотировался и в европарламент, и в бундестаг (всюду неудачно). Барни благодаря видеосоставляющей своего эпического проекта "Кремастер", с его бьющим через край, как в барочной церкви, визуальным изобилием, снискал репутацию самого заумного, отвязного и оттого остро модного арт-хаусного режиссера, а в качестве супруга Бьорк давно стал любимцем светских хроникеров всех таблоидов мира. Тем не менее старший куратор нью-йоркского Музея Гуггенхайма Нэнси Спектор взялась доказать, что Бойс и Барни – близнецы.

Экспозиция в гуггенхаймовском палаццо Веньер деи Леони выстроена столь тонко, что в разделе рисунков, скажем, вполне можно перепутать, где Бойс, а где – Барни, неожиданно оказавшийся дальним родственником маньеристам по виртуозности карандашной линии. Странная схожесть в мотивах графики обоих художников (нечто эротико-генитальное на тему мирового плодородия) повторяется в инсталляциях и перформансах, где каждый использует свой фирменный материал: Бойс – жир и войлок, Барни – вазелин. Дипломная инсталляция Барни 1989 года, сделанная в Йельском университете, напоминает "Медовый насос" Бойса, выставленный на кассельской "Documenta 6" еще в 1977 году: такая же сложная система шлангов и непонятных машин – художественная лаборатория, служащая для возгонки некоего мистического вещества. Перформансы Барни, вымазанного с ног до головы вазелином, и перформансы Бойса, разбрасывающего окрест себя куски сала, кажутся этапами одного, таинственного и бессмысленного ритуала. Так что невольно думаешь, что под вечной шляпой Бойса спрятаны те же рожки, что украшают голову Барни в четвертом "Кремастере".

Аналогия между Йозефом Бойсом и Мэтью Барни, предложенная куратором, исходит из принципиального положения: оба – скульпторы, фанатически одержимые своим материалом и желанием преобразовать с его помощью действительность. Бойс начинал с бронзовых статуэток первобытных праматерей, Барни на дурацкие вопросы о том, какие режиссеры на него повлияли, не устает отвечать, что его видео – это скульптура, длящаяся во времени. Оба скульпторы не только по специальности, но по самой сути этого вида творчества – со свойственными лучшим представителям профессии, начиная с Пигмалиона, демиургическими амбициями. Оба – великие мифотворцы и мистификаторы, использовавшие жир или вазелин в качестве связующего выстроенных ими эпосов.

Для каждого липкая, жидкая, текучая гадость, то застывающая в определенных формах, то тающая, совершенно непохожая на "настоящий" скульптурный материал вроде камня или металла, имела глубокий смысл, связанный с личной мифологией. Бойс, в юности летчик фашистских люфтваффе, сбитый над Крымом и по легенде воскрешенный татарскими знахарями методом оборачиваний в сало и войлок, разрабатывал миф о художнике-шамане, врачующем человечество. Барни, в юности спортсмен, собиравшийся стать пластическим хирургом и улучшать человеческий род с помощью вазелина, создает миф о художнике-алхимике, помогающем человеку выйти за физические границы его бренного тела. И, конечно, настоящим материалом для обоих была сфера идей и образов, в которой им и удалось произвести коренные изменения.

Тут есть, правда, доля натяжки. Нэнси Спектор, автору канонического толкования многоуровневой символики проектов Барни с премудрыми рассуждениями по части эзотерики и генетики, удалось и из Бойса сделать эдакого масона-антропософа. Общественно-политическая направленность его деятельности – а свои акции вроде высаживания семи тысяч дубов в Касселе вместе с армией добровольцев он аттестовал именно как "социальную пластику" – здесь как-то потерялась. И понять, что же имелось в виду под знаменитым бойсовским лозунгом "Каждый человек – художник", на этой выставке невозможно. Однако эта формалистская и местами откровенно завиральная интерпретация искусства Йозефа Бойса и Мэтью Барни прекрасна тем, что убеждает: пусть нынче каждый человек – художник, титула гения достойны лишь те, кто способен обратить неизменно скептическую публику в собственную безумную веру.

В этом контексте невольно вспоминаются русские авангардисты и русская художественная утопия с ее социально-биологическими претензиями на переустройство мира. Так что выставка Гуггенхайма просто напрашивается быть показанной в России. Однако Жанна Буллок, президент RIGroup, главного спонсора этого проекта, финансировавшего также участие Мэтью Барни в Московской биеннале, сообщила Ъ, что таких планов у организаторов пока, к сожалению, нет.

15.06.2007



















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков