GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







Арт-критика





Выставка американского искусства в ГМИИ им. Пушкина

Выставка "Новый Свет. Три столетия американского искусства" в ГМИИ им. Пушкина заявлялась как их ответ на нашу "Russia!" в Guggenheim Museum в Нью-Йорке в прошлом году. Ответ получился не то по Лобачевскому ассиметричный, не то симметричный до уныния, как на уроке геометрии в шестом классе в общеобразовательной школе – будь она в Старом Свете или далеко за океанами.

В Манхеттене выставку открывал Владимир Путин, американцам показывали отборный состав русского искусства, "Russia!" на некоторое время стала важным светским событием, вокруг которого расходилось множество сплетен, а в музей стояли очереди.


Джозеф Кошут "С названием (Искусство как идея) " (1966)

На перекрестке с улицей Ленивкой ничего такого не наблюдалось. Выставка – под патронажем Кондолизы Райс, присутствовавшей на Волхонке в метафизическом виде, набор произведений – без пафоса, а публики мало. Во всяком случае, в день открытия для широкого зрителя, когда, по идее, народа должно быть много. Что касается светского флера, – тоже восхититься нечем. Разве прибытием истинной амазонки российской культуры Ирины Антоновой на мотоцикле.

Почему так произошло, можно догадываться. Возможно, американцы решили, что, в отличие от россиян, им свое величие доказывать ни к чему. Возможно, им на встречу симметрически пошли россияне: мы себя там показали, и на хрена нам головная боль с показом у нас их достижений? Не исключено, что всем было лень делать лишние, но необходимые усилия; да и вообще, в залах Пушкинского, архитектурно никак не предназначенного для показа больших аналитических выставок, экспонировали что и как смогли.


Питер Вандерлин "Портрет миссис Миндерт Миндертс и ее дочери Сары" (около 1741)

Тем не менее, я считаю, Томаса Кренса надо пересадить с "Индианы" на "ИЖ". Пусть своей задницей почувствует ментальные ухабы, по которым скачет.

Но речь о выставке. Каждого сколько-то знакомого с историей американского искусства она разочарует. Тот, кто про него не знает ничего, останется в недоумении – либо усвоит неадекватные сведения. Я могу понять, что американцы в договоренности с российскими партнерами решили сделать легкую в финансовом смысле выставку и не везти в Москву главные шедевры, трафик которых по музеям давно расписан на годы вперед. Тем не менее, когда на пышно разрекламированной выставке видишь одну за другой не самые важные работы, повешенные по принципу "один художник – одна картина", накатывает уныние.


Барнаби Фернас "Танцор буги" (2005)

Впрочем, эта система "one man – one egg" нарушена. На фронтальной стене одного из залов, как в алтарной апсиде, вывешен полиптих Томаса Бентона "Американский исторический эпос" (1924 – 27). Кто эту живопись еще не видел, знайте: Бентон в визуальном отношении отвратительный художник, известный к тому же мракобесными политическими и религиозными взглядами, а что Джексон Поллок был его учеником, главного представителя алабамского регионализма не делает лучше.


Чарльз Демут "Добро пожаловать в наш город" (1921)

С большим успехом слюни можно пускать по поводу Дейнеки.

Но почему, в этом случае, нет Норманна Рокуэлла, самого знаменитого американского художника ХХ века, Эндрью Уайетта с его тщательнейшим и убогим живописанием быта жителей Deepest America, а главное – несомненно гениального Эдварда Хоппера?

Его, видимо, в качестве симулякра замещал голливудский мотоциклетчик, а также художник, недурной актер Деннис Хоппер.


Джорджия О'Киф "Красный мак VI" (1928)

Зато есть маленькая, неубедительная картина великой Джорджии О'Киф, похожая для постороннего на продукцию ремесленников в подземном переходе к ЦДХ, плохонький ранний Полок, повешенный так, что рассмотреть его трудно, и напрочь затерявшийся среди прочего великолепный пейзаж одного из интереснейших американских художников Чарльза Демута (1915), предвосхищающий Уорхола и Эдварда Рушу.

А почему так мало представлены художники американского социального реализма – кроме одной, и не лучшей, картины Рафаэля Сойера ничего и нет? Еще страннее отсутствие мастеров чикагской графической группы. И совсем загадочно почти полное неприсутствие Техасской школы – этих больших полотен Большого Американского Стиля, изображающих локальные зачистки рейнджерами таборов диких команчей, сиу и прочей новосветской чечни.


Эшер Б. Дюран "Символ" (1856)

Но ругаться на эту выставку на самом деле не след. Потому что она – повод увидеть, что русская живопись, вопреки укорененному мифу об имманентной логоцентричности нашей культуры, несомненно лучше американской. За одним исключением, о котором ниже.

Несмотря на неравновесность, "Новый Свет" это второе крыло проекта, начатого восклицательным знаком России. И как таковое, провоцирует на сравнение: как у них, как у нас? У нас – лучше.


Роберт Бектл "Бьюик" 1971 года" (1972)

Американские примитивы из южных поместий, например, "Девочка в красном" Эмми Филлипс (1835), очень хороши. Но вспомним нашу губернскую живопись – она еще трогательнее, диче, а главное, более укоренена в глубокой традиции. Главный американский художник XVIII века Джон Копли недурен, но поставь его рядом с Боровиковским, и ясно: так себе, провинциальный живописец, в меру своих сил усвоивший уроки британских учителей.

Альберт Бифшедт, выполнявший в США функции одновременно Шишкина и Айвазовского, в два раза хуже обоих, а про Томаса Вуда с его "Торговцем-янки" (1871) можно уверенно сказать, что ему очень далеко не только до Александра Саломатина, но даже до Василия Пукирева. Сравнение светских портретов Сарджента с тем, что делал Серов, явно не в пользу первого. Да, Мэри Кассатт и Морис Прендергаст неплохие, хоть и сильно запоздавшие импрессионисты, но мы с успехом их карту бьем Коровиным, у него манера хлеще и шикарнее.


Марк Ротко "N18" (1963)

А полу-декоративная, полу-футуристическая живопись Марсдена Хартли (1914-15)? Это класс, это, безусловно, очень сильно и очень оригинально. Но нате вам, янки, Ларионова, Гончарову и Экстер, и Хартли становится просто декоратором гостиных на Пятой авеню.

Но идешь дальше, и основания для эстетического патриотизма улетучиваются. Потому что у американцев был золотой век, если с чем-то сравнимый, то с итальянским Кватроченто. Когда оказываешься в зале, посвященном искусству 50-70-х, берет оторопь. Несмотря даже на то, что выставленные там вещи Карла Андре, Роберта Мазервелла, Роберта Морриса, Роберта Мэнголда, Дэна Флавина, Сая Твомбли, Энди Уорхола, Джозефа Кошута, Чака Клоуза, Брюса Наумена не принадлежат к перворядовым, это – сравнимо с Беллини, Гирландайо, Мантенья и Микеланджело.

И пусть Борис Гройс доказывает, что ждановский соцреализм есть естественное развитие авангарда, Екатерина Деготь выискивает некие удивительные живописные валеры у Герасимова и Ефанова, а Александр Морозов талдычит про теплоту душевную у Попкова и Жилинского. Ясно, что в последней трети ушедшего века мы американцам проиграли.

Впрочем, унывать не стоит.

В последнем зале выставлено то, что кураторы "Трехсот лет", видимо, считают нынешним американским искусством. Это мерзкого вида диптих Дэвида Салле (о вкусах не спорят, но я считаю, что эта штука столь же гадка, как изделия Бентона, просто сделана не во времена Великой Депрессии, а в эпоху Аль-Каиды). Это не менее гнусная "Ниагара" Джеффа Кунса, а также миленькие каракули Баскуа. Все фланкировано большими картинами молодых американских художников, наверняка успешных, но покуда анонимных для всех, кроме их галеристов и приобретателей. Среди них выдается "Защищайте и стройте острова вместе" Кьянде Уайли, которую с некоторой натяжкой можно назвать американским аналогом одновременно Виноградова-Дубосарского и Звездочетова.

Этот зал радует как убежденного русского патриота, так и закоренелого атлантиста вроде меня. Первый узрит, что Звездочетов лучше как в художественном, так и в мировоззренческом отношении. Второй с унынием скажет: "Все нормально, везде одно и то же". И добавит: "Соответственно, есть надежда, что железный занавес не обрушится вновь, так как делить нам нечего, кроме талого льда в Беринговом проливе".


Фредерик Эдвин Черч "Наше знамя в небе" (1861)

30.07.2007



















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков