GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







Арт-критика





Эскизы костюмов и декораций, фотографии мизансцен, подлинные одеяния актеров дягилевской антрепризы и другие театральные раритеты представлены на выставке "Художник в зеркале сцены", открывшейся в Музее личных коллекций.

Собирать свою театральную коллекцию Валентин Соляников начал относительно недавно, но за короткий срок достиг впечатляющих результатов. Это было тем более непросто, если учесть, что многие артефакты, связанные с историей сцены, давно хранятся в государственных музеях, да и частные коллекционеры этой тематики проявляют себя людьми неленивыми, готовыми мчаться за интересным экспонатом хоть на край света. Конкурентов у Соляникова хватало и хватает, однако чего не совершишь ради страсти к театру.

За несколько лет собиратель приобрел сотни художественных работ, фотографий, предметов реквизита, по которым можно восстановить многие эпизоды театральной жизни в России.

На нынешней выставке преобладают вещицы, датированные первой половиной прошлого века, хотя можно отыскать и кое-что из века девятнадцатого – например, акварельный портрет художницы Софьи Сухово-Кобылиной, сестры знаменитого драматурга. Но сомневаться не приходится: главной привязанностью коллекционера стал театр Серебряного века и первых послереволюционных десятилетий. Работы Льва Бакста, Константина Коровина, Александра Головина, Мстислава Добужинского, Сергея Судейкина, Александры Экстер, Надежды Удальцовой и многих других художников, неразрывно связанных с историей отечественной сцены, соседствуют с фотографиями, где фигурируют знаменитые актеры и режиссеры. Особой гордостью собирателя стали театральные костюмы, созданные по эскизам Бакста для танцоров дягилевской антрепризы. Зрительское волнение наверняка вызовет и посмертная маска Анны Павловой.

Авангардный период обозначен спектаклями Мейерхольда, Таирова, Вахтангова, Марджанова.

Например, в коллекции образовалась внушительная подборка афиш Гостеатра имени Мейерхольда – здесь и "Лес", и "Баня", и "Горе уму". Можно увидеть редкие эскизы Григория Козинцева, будущего кинорежиссера, к постановкам петроградской "Фабрики эксцентричного актера". Обильно представлены театральные художники Борис Эрдман, Федор Федоровский, ставший главным художником Большого театра, Нина Айзенберг, блиставшая в постановках "Синей блузы", Валентина Ходасевич, Петр Вильямс – всех не перечесть. Кстати говоря, когда соединяются в одной экспозиции стили дореволюционные, раннесоветские и времен "культа личности", становится заметно, что даже в 1930-50-е годы театральные художники продолжали некоторые прежние традиции, которые официально не приветствовались.

Замаскировать декаданс и авангард под социалистический реализм оказалось не так уж трудно.

Кроме всего прочего, коллекция Валентина Соляникова иллюстрирует и без того вроде бы очевидную истину – мир театральных художеств почти безграничен. Уж сколько, казалось, всего видано и перевидано на эту тему, но вот появляется новый собиратель – и у него опять жемчужные россыпи. Многие работы из этой коллекции никогда прежде на публике не появлялись. Откуда что берется? Не зря все-таки то время, которому посвящена выставка, называют эпохой небывалого культурного расцвета. Этот расцвет уходит все дальше в прошлое, но именно издалека и удается ощутить его в полной мере.

26.08.2009



















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков