GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







АРТ-КРИТИКА


От составителя


В настоящем издании осуществлена попытка актуализировать в современном контексте понятие "прозрачность", увидеть в нем категориальные потенции, указать на возможные его пределы.

Вирус прозрачности

Михаил РЫКЛИН - беседа с Жаном БОДРИЙЯРОМ

Ж.Бодрийяр: "Политическая сцена уже не существует, мы пребываем в состоянии тотальной дисперсии. Сейчас мы в ситуации имперского вируса, а не бюрократического насилия. Термин прозрачность употребляется, когда речь идет о либерализации, но, с другой стороны, со стороны диссеминации, под воздействием вирусов, эти вещи, я думаю, понемногу утратили свою первоначальную связность, в том числе экономическую; поэтому они могут распространяться до бесконечности."

Диалог о прозрачности

Борис ГРОЙС - Павел ПЕППЕРШТЕЙН

П.Пепперштейн Мне представляется, что идеологема прозрачности это нечто еще не совсем готовое, нечто "еще не явившееся на зов", но нечто, к чему обращено "взывание". Серии выставок "Риджины" можно воспринимать как такого рода заклинания, шаманские пляски вокруг отсутствующей прозрачности.
Б.Гройс Прозрачность - это то, что позволяет видеть предмет, но что само по себе невидимо. Это была такая извечная мечта о том, чтобы мир стал прозрачным, чтобы язык стал прозрачным. Такой идеальный прозрачный язык, который бы непосредственно отсылал к мысли, или такое прозрачное искусство, которое бы непосредственно отсылало к природе.

Зеркало и окно

Евгений БАРАБАНОВ

Художественные авангарды Запада и России: различия оптиковизуальных кодов. Тема этих заметок - попытка прояснить некоторые различия между художественными авангардами Запада и России.

Ратификация иллюзии

Анна АЛЬЧУК

Проходя в городе мимо окон домов, витрин магазинов и офисов, мимо стекол припаркованных машин, скользя взглядом по всем этим обширным отражающим поверхностям, волею случая превратившихся для нас в зеркала, мы, как правило, не фиксируем своего внимания на возникающих в них образах, будь то перманентно отраженный дом напротив или же проезжающий автомобиль, спешащий мимо прохожий.

Искусство не прозрачно

Людмила БРЕДИХИНА - Беседа с Иваном ЧУЙКОВЫМ

Прозрачности не может быть по определению. Искусство не прозрачно ровно потому, что это искусство. Прозрачное невидимо - сквозь него взгляд на реальность проникает беспрепятственно. Каким бы ни было искусство, мы сначала видим его,и только потом пытаемся смотреть сквозь.

Хрустальная ночь

Сергей ЕПИХИН

Стратегиям, начертавшим облик искусства второй половины ХХ века, в равной мере присущи и знаковый фетишизм, и канонофобия. В продуктивных фазах им почти неведом моногранический гипноз предмет репрезентации. Тем более, - когда он, претендуя на роль полновесного символа, артикулирован единый телеснотематической субстанцией, фигурой прямого сопряжения метафизики и природы.

Физиология очевидности (версия)

Людмила БРЕДИХИНА - Беседа с Семеном ФАЙБИСОВИЧЕМ

Семён Файбисович: "Когда я пытался сформулировать, что же меня собственно напрягало и заставляло изображать то, что я изображал, я приходил к выводу, что это ощущение некоторого напряжения от пребывания в силовом поле, которое условно можно назвать тоталитарным. В поле, которое делало каждый момент нашей жизни мистическим, мистифицированным. Делало его актом, достойным изображения."

Марсель Дюшан и маленькие стекла

Юрий ЛЕЙДЕРМАН

В 1968 году, после смерти Дюшана, открылась для обозрения публики его последняя инсталляция "Etant Donnes..." - сияющая бутафорская диорама с распростертым обнаженным телом, иллюзией далекого водопада среди холмов и колышащейся травой. Фиксированность положения наблюдателя была доведена здесь до абсурда - магический ландшафт можно было созерцать только через две дырочки для подглядывания, прорезанные в старой двери. Может быть, именно именно поэтому "Etant Donnes..." до сих пор остается какой-то полускрытой загадкой.

Он и не просил, чтобы его понимали...

Франческо БОНАМИ - Беседа с Джоном КЕЙДЖЕМ (фрагмент)

Ф.Б.: Многие молодые современные художники используют (принципы) Дюшана в своей работе; как Вы думаете, существует ли действительное понимание его философии?
Дж.К.: Его никто никогда по-настоящему не понимал.

Реалистический манифест

Наум ГАБО, Нотон ПЕВЗНЕР

1. Мы отвергаем в живописи Цвет, живописный элемент.
2. Мы отвергаем в линии ее начертательную ценность.
3. Мы отвергаем объем как изобразительную форму пространства.
4. Мы отвергаем в скульптуре массу как скульптурный элемент.
5. Мы отвергаем тысячелетнее Египетское заблуждение искусства, считающее статические ритмы единственными элементами изобразительного творчества.
Вот они - пять непреложных принципов нашего творчества, нашей глубинной техники.

Мастер оконных витрин

Татьяна МОГИЛЕВСКАЯ

В "Дегуманизации искусства" Ортега-и-Гассета содержится необыкновенно образная оптическая метафора художественного восприятия. Формулируя кредо новейшего искусства, он сравнивает произведение с оконным стеклом, помещенным между зрителем и реальностью. Человек, глядящий в сад сквозь прозрачное стекло, не замечает преграды. Но стоит ему переключиться и перевести взгляд на стекло - сад исчезнет, а вместо него появятся цветные разводы.

Взгляд сбоку

Людмила БРЕДИХИНА беседует с Андреем МОНАСТЫРСКИМ (фрагмент)

Когда мы начинаем очень сильно бежать за реальностью, когда начинаем мчаться на всех парах в сторону реальности, это сопряжено с сильными мучениями. При этом каждый раз выясняется, что выхода нет. Есть сознание, есть граница, и какие усилия ни прилагай на дискурсивном уровне, на уровне рефлексии, выйти за эту границу ты не можешь. В реальность ты не можешь попасть никаким образом. А почему? Потому что ее просто нет. Нет в том смысле, в котором ты ее имеешь в виду, когда полагаешь себя и реальность как раздельные вещи.

Бык Мирон, или мой комментарий к «Реалистическому манифесту»

Олег КУЛИК

"Все ложь - действительна одна только жизнь и ее законы. Действительность - высшая красота", - повторяю я вслед за Габо. Габо поднялся над ненавистной мне "революционностью" своего времени. В его сознании (или подсознании) забрезжила прозрачность, ибо что такое глубина реального пространства, если не прозрачность?

Эрос и физика «прозрачности»

Материалы к философии П.ФЛОРЕНСКОГО

Когда Декарт, а позднее Спиноза, постоянно указывают на естественный свет разума, lumen naturalis, они не устраняют его двойственную онтологию: этот свет одновременно принадлежит и не принадлежит понимающему субъекту. Может быть, эфир разумности (прозрачности) - это бессознательное философской классики - появляется с необходимостью и во всем великолепии ясности только тогда, когда субъект овладевает любой на ней расположенной точкой, фигурой или совокупностью прямых, уподобляясь в акте мысли высшему геометру, Богу.

Парниковый эффект

Михаил РЫКЛИН

Передвигаясь по миру и подолгу оставаясь в разных местах, замечаешь эфемерность, позолоченную, так сказать, нищету мировых событий - событий, которые должны якобы интересовать всех - и, напротив, богатство, эвристическую продуктивность событий локальных, вписанных в строго определенный контекст, и, как правило, испаряющихся при попытке перетащить их через границу.

Реалистический Габо

Александр ШУМОВ

Искусство Габо красиво и холодно. Оно очевидно с первого взгляда и жутковато в своей простоте - хрупкие вещи с режущими краями, подобные капканам. Габо неожиданен, он парадоксален, обманчив как никто другой.

Золотая пыль

Людмила БРЕДИХИНА

Искусство, безусловно, будет существовать всегда, возрождаясь после каждой из своих смертей - как золотой запас культуры, как товар, если угодно. Но речь пойдет об искусстве вне товарной ценности и вне камланий специалистов, имена-цитатами вызывающих знакомых духов или, наоборот, ритуально открещивающихся от них...

Большое стекло

Ричард ГАМИЛЬТОН

Несравненный ум Дюшана презирал ту роль, которую отводило ему парижское искусство; он видел насквозь любую фальшь и даже свой собственный талант подвергал свирепому недоверию. Творчество этого изобретателя мелочей питало агрессивное смирение. Если он разрабатывал что-либо в уме, он старался дать своим мыслям форму, настаивая на том, что "с этимологической точки зрения искусство - это сделать что-то".

Великий автомат

Михаил РЫКЛИН беседует с Полем ВИРИЛИО

Поль Вирилио родился в 1932 году. В течение многих лет был директором парижской Специальной Школы Архитектуры, входил в редколлегию журналов "Эспри", "Критик", "Траверс". Руководитель коллекции в издательстве "Галилей". Один их самых известных и переводимых французских интеллектуалов, специалист по фортификации, архитектуре, военным технологиям и урбанизму. Живет в Париже.

Тень топора, или прозрачность жизни и смерти

Е.В.ЗАВАДСКАЯ

В "Приглашении на казнь" все выворачивается наизнанку: реальность начинает восприниматься как "бред", а "бред" как действительность. Заявляющий себя прозрачным мир весьма вещественен и активен. Тогда как Цинциннат, отмеченный ярлыком "непроницаемости" обладает подлинной прозрачностью.

Московский чичероне

Андрей КОВАЛЕВ

Известно: ничто не ценится так высоко и не теряется так легко, как добрая репутация. Репутация дороже денег, ибо прожить без денег, но с репутацией очень даже можно, наоборот же - с деньгами, но без репутации - намного сложнее. Галерея "Риджина" на протяжении полутора сезонов умудрялась совмещать "капиталы" с почти безукоризненным имиджем в самых элитарных московских кругах.

Об авторах





пред. страница | след. страница

















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков