GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







АРТ-КРИТИКА


Где я? Что со мной?

7.07.2005

Живопись Андрея Волкова считается живописью только потому, что так уж повелось в русском языке называть работы маслом на холсте. Вообще-то слово в данном случае не самое подходящее. Никакой "живости" у Волкова не встретишь – ни в смысле натуроподобия, ни в переносном значении занимательности, подвижности, выразительности. Здесь время застывает, как цемент в опалубке: вот он тек, чавкал, подрагивал поверхностью – и схватился. И ничего уже с ним не сделаешь без лома или отбойного молотка. Композиции у Волкова – геометрические знаки, в которые превращается обыденная реальность, если смотреть на нее долгим, отрешенным взором.

Жертвы респектабельности

1.10.2004

Вот уже галеристам поставлена задача: даешь проекты. Чтобы не просто картинки по стенам, а какая-никакая драматургия и заголовок покрепче – "Разбуженное эхо", "Бывшее пустое пространство или "Кабинет многомудрого мужа". Из-за чего салон сразу начинает играть оттенками дешевой антрепризы. Исключения крайне редки.

Мишка на севере, Машка на юге

24.08.2004

И все бы ничего, но выставка обречена на забвение. Через год невозможно будет вспомнить ее структуру, разве что пара-тройка отдельных проектов осядут на дне памяти. Увы, это оборотная сторона чрезмерного экспозиционного благополучия. Обидно: куратор все устраивает, дирижирует процессом, а публика все равно следит за карьерой лишь нескольких инфантилов со спонтанной, неуравновешенной психикой.

Еще одна ложка к обеду

9.06.2004

Выставка "Русский авангард из собрания РГАЛИ" экспонирует часть из своих полутора миллионов экспонатов – сплошь шедевры, обнародованные с опозданием. Словом, раздолье специалисту и отрада фанату, но от некоторой негативной эмоции тоже никуда не денешься. Спинным мозгом ощущаешь: пересидели. Все правильно сделали, но поздновато. Поезд пока не ушел, однако цеплять к нему дополнительные вагоны - занятие теперь почти рутинное. То, что еще лет пять назад могло тянуть на сенсацию, сегодня воспринимается как нечто дежурное.

Дзынь-буддизм японских Микки-Маусов

5.03.2004

Поиски национальной идентичности почти не просматриваются, хотя релиз настойчиво на них намекает. Обнаружить их можно разве что путем самовнушения.

Абстрагируйтесь!

26.02.2004

В Третьяковке открылась персональная выставка великого и ужасного Юрия Злотникова. Кто бы сомневался, что в преддверии своей долгожданной персоналки Юрий Злотников затерроризирует три отдела Третьяковки, поставит на уши издателей каталога, осуществит многократную ревизию произведений, отвергнет первоначальный этикетаж. Дело не в капризах андерграундного патриарха, не в том, что якобы мало уделяют внимания. В нем все еще живет юношеский максимализм, и по-прежнему его возмущает непробиваемость окружающих.

Дай рубль - увековечу

19.02.2004

Выставка Анатолия Зверева в "Доме Нащокина" - легенда о живописной Золушке советской эпохи.У нынешней экспозиции имеется одно яркое достоинство: судя по косвенным признакам, она обошлась без подделок, поскольку собрана из коллекций непосредственных знакомцев художника. Факт особенно отрадный, если иметь в виду море фальшаков, гуляющих на рынке за его подписью.

"Пешеходная зона" рядом с вечностью

9.10.2002

Не бог весть какой живописный радикализм, не слишком выраженная социальная направленность, не сатира и не "чернуха"... Что здесь берет за живое, сразу и не сообразишь. Может быть, это лучший комплимент для автора, потому что слишком многие нынче знают, как именно и в чьем сознании должны сработать их произведения. Рогинский, конечно, не простачок-натуралист, но и не режиссер своего шоу. Просто Художник с большой буквы, какие редко появляются даже в залах Третьяковки.

В одной черной-черной галерее был черный-черный зал...

16.11.2001

"Декоративный космизм воспринимается сегодня с большим скрипом. Не потому, что стал немоден, а потому, что давно себя дискредитировал. Духовидчество в светской культуре вообще подозрительно, и если существуют здесь достижения вроде картин старшего Рериха, писаний Хлебникова или фильмов Тарковского, то по причине громадного потенциала авторов. Отображай они хоть процесс коррозии в водопроводной трубе, хоть миграцию сусликов, все равно получилось бы космично и пророчески. Нынешний экспонент таким универсальным даром не обладает, и его заигрывание с метафизикой выглядит панибратством. Впрочем, когда дело доходит до тонких материй, всякого критика можно в ответ уличить в душевной невосприимчивости к музыке сфер. Согласен: в большинстве случаев не пробирает. В вечтомовском исполнении в том числе."

Между дворцом и сортиром

8.11.2001

Ростовский авангардист, начинавший публичную карьеру с показа работ в кооперативном туалете, довольно скоро дослужился до статуса музейного автора и лидера хит-парадов. Первым столичным импрессарио для Кошлякова стал Марат Гельман. Неизвестно, производились ли галереей попытки промывать художнику мозги, но он так или иначе выпадал из гельмановской стратегии начала 90-х. Сейчас возникает ощущение, что Кошляков выбивается из собственной стратегии хотя бы тем, что утрачивает многозначность.


пред. страница | след. страница

















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков