GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







АРТ-КРИТИКА


Кто такой Илья Пиганов

7.10.2003

Его техника - фотоаппарат, видеокамера, коллаж <...> Самостоятельный путь начал с пристальных черно-белых фотофиксаций обыденных предметов. Наиболее известная из них коллаж на виниловом диске - бритый лобок "Без названия". Красивое, любимое, притягательное, не экзотическое и естественное - попадает в его кадр. И это принцип.

Кто такой Юрий Соломко

7.10.2003

Соломко рисует на географических картах. На фоне расплывшихся Евразий у него беседуют Платон с Аристотелем, и Лаокоон, составленный из бесконечно множащихся Голландий, разрывает на части вяло сопротивляющиеся Франции - поделом, поделом лягушачьей стране...

Кулик - животное будущего

2.03.2001

Почему 99 из 100 талантливых художников, выходящих на тропу актуального-арта не получается просто ничего, почему лишь единицы могут преодолеть сакраментальную отечественную маргинальность и выйти на так называемую "междунраодную сцену", почему почти никто не может предложить миру эксклюзивный продукт, - почему, то есть, Кулик смог?

Кто такой Олег Кулик

7.10.2000

Очередной крепкий мужик в череде крепких мужиков избрал жестокую стезю художника акциониста. Переплывал зимой Патриаршьи пруды. В роли человека-собаки сорок минут держал на цепи оборону у входа в цюрихский Кунст-халле, не пуская публику на вернисаж.

Ностальгия

2.10.2000

Слово "ностальгия" давно потеряла свое первоначальное значение. То есть не потеряло, конечно, но в значении "тоска по Родине" употребляется оно не часто. После семиотически бесстыдного восклицания поэта-шестидесятника "не по прошлому ностальгия, ностальгия по настоящему!" она просто стала синонимом любой тоски. Нет, точнее - тоски с претензией.

Социальные проекты

2.10.2000

В поисках "новых форм" художники начала (прошлого) века обратили свой взор на то, что на сегодняшнем языке называется "социальными пространствами". Они хотели не объяснять, а изменять мир, работать непосредственно в гуще жизни, с материей самого существования. Инженерить нового человека. Черный квадрат это ведь не просто краска, нанесенная на холст, это и впрямь дыра, реально пробитая в земном бытии.

Южнорусская волна

2.10.2000

Слова "волна" применительно к художественному явлению выглядит сегодня как затасканная метафора (ничем не хуже был бы "ветер", например), но в южнорусском случае в ней слышатся волны Черного моря или Днепра, влажный воздух, много солнца, красок... Запахов меда и скошенных трав, лета... Тут уместна и еще одна традиционная метафора - "почва": это искусство, произрастающее именно на богатой почве, радующее обилием и плодородием.

Коллекция возвращений

2.10.2000

Не так давно, всего сто лет назад, когда Бог был еще жив, именно велением Всевышнего все вещи на свете занимали свои (читай: Богом определенные) места и соблюдали аккуратную иерархию. Они могли перепрыгивать со ступеньки на ступеньку, как одинокий электрон в атоме с орбиты на орбиту, или как "попрыгунчики" (легендарные грабители былых смутных времен, с мощными пружинами на ногах) с улицы на улицу, не разрушая до поры до времени домов, ступенек и орбит. Ломоносов, если верить легенде, перешел из грязи в князи, но князей с грязью при этом не смешивал. Тех, кто пытался смешивать, казнили на Сенатской и других площадях: именем Господа.

Женщины России

2.10.2000

В какой области у нас мог появиться цивилизованный феминизм, то есть разговор о гендерных проблемах одновременно с женской точки зрения и с человеческим лицом? На Западе этот дискурс тесно переплетен с социологией и антропологией, науками в нашем отечестве не слишком продвинутыми. У нас, казалось бы, продвинута литература, но социальная ее база в последние десятилетия резко маргинализировалась, и, может быть, поэтому филологический наш феминизм никакими особыми успехами похвастать не может. В результате нелегкую ношу - вырабатывать специфически женский дискурс - пришлось взвалить на свои хрупкие плечи кариатиде актуального искусства. Это и правильно: актуальный арт, который не мыслит себя вне рефлектирующей позиции, не доверяет высказыванию "на голубом глазу", превносит в феминизм то, чего ему обычно не хватает: иронию. Еще этому слову не хватает женского рода: конечно, лучше бы звучало "феминизма"...

Бедное искусство

1.10.2000

Почему не хочется выбрасывать старые вещи?

Ежедневно в мире умирают миллиарды вещей. Каждый из жителей земли за день что-нибудь да выбросит. Мусор уходит на утилизацию, превращаясь в новые вещи, мусор гниет в пригородных лесах, удивляя длительностью периода полураспада, мусор улетает в космос, и в космосе уже есть целая орбита, по которой кружится с десяток тысяч земных обломков.


пред. страница | след. страница

















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков