GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







АРТ-КРИТИКА


Мелкие бесы большого художника. Выставка Олега Целкова (ГРМ)

1.11.2004

Целков неоднократно писал и говорил о том, что эти якобы "безликие" лица – обобщенный портрет социалистического общества. Подобные красивые, манифестные заявления возникли уже после появления на свет этих монстратисов и были рассчитаны на сочувствие западных коллег и понимание диссидентствующей советской публики. Ирония и политика были позже. Сначала – просто лицо, появившееся из ниоткуда и "до ужаса знакомое". В 60 – 70-х годах ХХ века его картины воспринимались, как очернительство действительности. В тупо-мордатых толстяках многие видели партийных функционеров того времени. Теперь вся эта социальная подкладка (вместе со злобой дня) просто исчезла, и полотна Олега Целкова стали восприниматься как экзистенциальные притчи.

Мелкие бесы большого художника. Выставка Олега Целкова (ГРМ)

6.10.2004

У Михаила Зощенко есть рассказ, герой которого попадает в музей и с ужасом обнаруживает, что изображен на всех полотнах. Нечто похожее испытываешь на выставке Олега Целкова с той только разницей, что персонажи, угрюмо глядящие с картин, напомнят не посетителей и не пресловутого хомо-советикуса, а самого художника. Целков нашел этот прославивший его образ случайно. "Я написал как бы портрет, – пишет художник, – однако не портрет отдельно взятого субъекта, а портрет всеобщий, всех вместе в одном лице и – до ужаса знакомом". Последняя реплика особенно важна. Целков неоднократно писал и говорил о том, что эти якобы "безликие" лица – обобщенный портрет социалистического общества: "Рождение картин было связано с окружающей обстановкой, с атмосферой социального общества, которое было пределом умственного убожества". Не больше, не меньше.

Квантовый микрокосм Эдуарда Штейнберга

14.09.2004

Эдуард Штейнберг фаталист и созерцатель, пифагореец, физик, теоретик, мыслитель. По духу ему ближе не ницшеанствующий малевичский Ubermensch, а умиротворенный Маленький принц Экзюпери, восхищенно наблюдающий планеты. Микромир Штейнберга – мир квантовой физики, всепоглощающая и животворящая пустота. Малевича манил огромный холодный бесчеловечный универсум, макромир, антигуманное, звенящее, беспорочное "сверх". Штейнберг, напротив, весьма внимателен к человеку и человеческому. Художники двигались в противоположных направлениях, смотрели по-разному, но видели одно. Малевич стремился вверх, в будущее (с помощью скорости), Штейнберг – вниз (внутрь), в прошлое (посредством памяти). Малевич глядел в телескоп и созерцал универсум, Штейнберг глядит в сверхточный микроскоп и наблюдает мир атомов, вернее, мир квантов.

"Живая коллекция" Николая Благодатова

14.06.2004

Если бы столицей был Ленинград, и наши художники ходили на все сходки в консульства и посольства, то и они постепенно полюбились бы западным коллекционерам и музейщикам. Поэтому естественно, что сейчас московских художников знают гораздо лучше, чем ленинградских. Но я уверен, что время ленинградского неофициальное искусства еще придет. Арефьев, к примеру, уже стал звездой.


пред. страница | след. страница

















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков