АРТ-АЗБУКА
словарь современного искусства


Ярмарки художественные


Сначала был "Арт-Миф".

Организаторами этой первой в России художественной ярмарки были Юрий Никич, Елена Юренева, Марат Гельман, Инна Крылова, Александр Смеляков, Илья Цинципер-Осколков. По воспоминаниям очевидцев, ярмарка не была коммерчески успешной, однако она стала местом концентрации культурного диалога, обмена художественными инициативами и формирования общественного мнения, что лишний раз доказало необходимость продолжения подобной практики. Третий (он же последний) АРТ-МИФ-93 стал не только значительным художественным событием, но и коммерчески удачным предприятием Основными причинами финансового успеха были проведение аукциона Sotheby's в рамках ярмарки и огромная профессиональная предварительная работа с потенциальными покупателями. По странной абсурдной логике, свойственной многим российским начинаниям, после этого явного и общепризнанного успеха АРТ-МИФ внезапно прекратил свое существование, и Россия два года оставалась вовсе без художественной ярмарки.

Зато в 1996 году их стало сразу две: "прогрессивная" (т.е. ориентированная на интернациональный контекст) международная ярмарка "Арт-Москва", организованная "Экспо-парком", и ориентированный на внутреннюю художественную ситуацию, а значит, не только более демократичный, но и более консервативный, салонный "Арт-Манеж". Давая оценку этим ярмаркам, я не только и не столько высказываю свое частное мнение, сколько транслирую вердикт "коллективного бессознательного" (с тем же успехом можно было бы просто употреблять слова: "общеизвестно", "считается", или "всем известно, что...").

"Арт-Москва" - предприятие декларативно коммерческое (ярмарка все-таки) но поддерживающее планку на очень высоком уровне: участвовать в ярмарке могут только признанные галереи, качественные произведения, известные имена; обязательно присутствуют и так называемые "некоммерческие" проекты - если организаторы ярмарки сочтут их достаточно интересными, им предоставят возможность принять участие в событии. Словом, "Арт-Москва" пытается одновременно быть главным событием российского арт-рынка (и, возможно, единственным вещественным доказательством существования такового), и в то же время представлять полную картину современного актуального искусства - как оно есть.

"Арт-Манеж", напротив, изначально приглашал к участию самый широкий круг российских художественных галерей. Это, с одной стороны, давало полное представление о состоянии российского искусства и позволяло самым разным художникам найти своего зрителя и покупателя, но с другой - снижало качественный уровень ярмарки, что было очевидно для всех более-менее компетентных наблюдателей. Поэтому организаторы "Арт-Манежа" стали постепенно ужесточать условия приема заявок на участие и одновременно приглашать к участию на льготных условиях некоммерческие кураторские проекты, дабы дополнить "салонную" составляющую актуальным содержанием. Что, конечно, правильно.

Последняя ярмарка "Арт-Манеж-99", согласно замыслу арт-директора Александра Якута, носила название "МОСКВА. ЕВРАЗИЙСКАЯ ЗОНА" и производила впечатление скорее выставки художественных проектов, чем собственно "ярмарки".

Как зритель любопытный, но ленивый (скорее, впрочем, слишком занятой) я давно изобрел для себя своеобразное утешение: дескать, ничего страшного, что нет времени ходить по выставкам, достаточно выбраться весной на "Арт-Москву", а осенью на "Арт-Манеж" -и, глядишь, картина состояния дел в актуальном искусстве уже перед глазами. Все, конечно, не так просто, однако эти две художественные ярмарки действительно немного похожи на регулярные профилактические медосмотры: позволяют составить представление о состоянии здоровья пациента и (самое главное) оптимистически констатировать: жив курилка!

Конечно жив, куда он денется.

7.10.2003



полный адрес материала : http://azbuka.gif.ru/alfabet/ya/yarmarki-hud/