АРТ-АЗБУКА
словарь современного искусства


Симуляционизм


Есть такой анекдот: "Вниманию покупателей! Будьте осторожны! В продажу поступили фальшивые елочные игрушки. Тоже блестят, тоже звенят, но не радуют". Это вместо эпиграфа.

В конце восьмидесятых - начале девяностых симуляционизм был "модной фишкой" (по крайней мере, в кругу московских художников и тех провинциалов, которые находились под их информационным влиянием). Все называли себя симуляционистами и носились с этим самым симуляционизмом как с писанной торбой, однако ни одного внятного объяснения: что же это такое мне, в то время, помнится, никто не мог дать.

Ответы пришли позже, причем в изобилии.

Получается, что симуляционизм - это, в первую очередь, искусство аппроприаторства (т.е. присвоения, усвоения, приспособления). Автор при этом приносится в жертву - в символическом смысле, конечно; от реального авторского статуса художники-симуляционисты отказываться никогда не собрались.

Эх, цитату, что ли какую процитировать?..

Необходимым условием существования симуляционизма является некий "папаша" - рынок, социальная власть, экология и прочие авторитетные "институции", на которых можно паразитировать, к которым можно апеллировать, перелагая на них ответственность за себя, рассуждая об их фатальной несправедливости или праведности. В симуляционизме всегда существует установка на успех и самосохранение: идеал симуляционистского произведения в неуловимости, застрахованности от внутренней катастрофы посредством самоиронии и бесконечного множества интерпретаций. Художник-симуляционист дистанцирован от своей продукции, будь даже это какая-нибудь надрывная акция с членовредительством - все равно она создана прежде всего как товар, для демонстрации.

Вот так.

Я же сам по этому поводу думаю следующее.

Если в медицине "симуляция" - это изображение симптомов болезни в отсутствие самой болезни, то в искусстве симуляция - это, очевидно, изображение симптомов художественного творчества в отсутствие самого творчества в привычном понимании этого слова. Есть устоявшаяся тенденция трактовать симуляционизм как явление прежде всего социальное, как этакую осознанную, демонстративную добровольную ангажированность: общество получает то искусство, какое хочет иметь; при этом художник "умывает руки", декларируя свою "духовную непричастность" к собственному произведению. Мне же нравится считать симуляционизм первой осмысленной попыткой "неделания искусства".

Мне кажется, что последними (а возможно даже первыми "настоящими") русскими симуляционистами стали Александр Виноградов и Владимир Дубоссарский с их знаменитой формулой "искусство на заказ", которая стала не только названием знаменитой выставки, но и декларацией о намерениях, искренней как фраза "ищу работу", напечатанная в газете бесплатных объявлений.

7.10.2003



полный адрес материала : http://azbuka.gif.ru/alfabet/s/simulation/