GiF.Ru - Информагентство «Культура» Искусство России: Картотека GiF.Ru
АРТ-АЗБУКА GiF.Ru
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫ, Й, Ь, ЪЭЮЯ

  







    Н
Неоакадемизм
Из истории неоакадемизма

"Первое адекватное современному компьютерному миру направление в искусстве"
(Брюс Стерлинг, известный американский
писатель-фантаст и культуролог)

"Первое яркое явление русской культуры,
оказавшее влияние на мировой художественный процесс
после Казимира Малевича"
(Эдвард Люси-Смит, известный британский
историк и теоретик искусства)

Неоакадемизм – новое художественное направление, зародившееся в конце 1980-х годов в Петербурге, сразу привлекло повышенное внимание критиков.

Еще в середине 1980-х годов, художники, впоследствии примкнувшие к новому течению, активно учатсвовали в андерграундных выставках, работали с оркестром "Популярная Механика", оформляли концерты группы "Кино" и участвовали в съемках фильма "АССА. Их объединяла вера в русский авангард, западный модернизм, они ждали перемен. Объединение получило тогда название Новой Академии Всяческих Искусств.

Спустя несколько лет, когда рухнул железный занавес, художники, наконец, увидели современное западное искусство, но их постигло разочарование. Они ожидали встречи с Великой европейской культурой, но столкнулись с цинизмом и скукой. Тогда художники обратились к вечным ценностям классического искусства и в декабре 1989 года создали Новую Академию Изящных Искусств.

Основателем и теоретиком стал Тимур Новиков. В состав академии также вошли Георгий Гурьянов – живописец и музыкант группы "Кино", Денис Егельский – художник и исследователь, Константин Гончаров – художник и дизайнер костюма, Виктор Тузов – художник-график и педагог.

О Неоакадемизме впервые заговорили в 1991 г. после музейной выставки в Мраморном дворце, затем на выставке "Холодность и красота" в рамках фестиваля искусств в Хельсинки. Тогда же к неоакадемистам присоединились Белла Матвеева и Сергей Бугаев-Африка. Новое направление сразу же поддержали молодые художественные критики Екатерина Андреева, Олеся Туркина, Андрей Хлобыстин. В 1993 г. в Новую Академию пришли учиться поэты группы "Речники": Станислав Макаров, Егор Остров, Тимофей Абрамов, Роман Грузов, Денис Александров, к ним присоединилась будущая звезда немецкого искусства Юлия Страусова. В том же году с участием неоакадемистов начала снимать свой первый фильм молодая художница Ольга Тобрелутс.

Так что же такое Неоакадемизм? Конечно, новые академики стремятся возродить классические традиции живописи, графики, скульптуры, но вместе с этим они активно используют новые медиа – фото – и телекамеры, компьютеры, новейшие технологии. В традициях Неоакадемизма организация празднеств с выставками, концертами, поэтическими чтениями и костюмированными балами в лучших дворцах Петербурга.

Неоакадемисты всегда уделяли серьезное внимание теории искусства, публиковали статьи и манифесты (журналы "Декоративное искусство", "Художественная Воля"), даже издавали монографии, где излагали основные положения своей художественной программы (книга Тимура Новикова "Новый Русский Классицизм", 1998 г.). Монографии и специальные исследования об этом явлении в искусстве выходили и зарубежом.

К 1994 году неоклассические тенденции стали заметны не только в искусстве Петербурга, но и в работах многих западноевропейских и американских художников. Значительный отряд сторонников неоклассицизма сформировался в Москве. Работы неоакадемистов стали украшать обложки журналов, их идеи стали широко использоваться в рекламе, проникли в театр, кинематограф, литературу и моду.

В 1997 году в среде неоакадемистов сформировалось движение "Новых серьезных". Эти молодые художники противопоставляли себя "шуточному" постмодернизму, цинизму и сарказму, разъедающим современную культуру. К "Новым серьезным" относятся петербуржцы Денис Егельский, Георгий Гурьянов, Андрей Попов, Егор Остров, Станислав Макаров, Константин Гончаров, Андрей Медведев, Ирена Куксенайте, москвичи Михаил Розанов, Наталья Жерновская, Алексей Беляев-Гинтов, Алексей Морозов, Андрей Молодкин, Иван и Егор Дмитриевы, Глеб Косоруков, Игорь Вишняков. "Новые серьезные" изучают классические языки, исследуют забытые технологии, в частности забытую технику бессеребряной фотопечати XIX века, открывают секреты старых мастеров, их можно встретить в библиотеке, музее, консерватории, архиве.
















Copyright © 2000-2007 GiF.Ru.
Сайт работает на технологии  
Q-Portal
АВТОРЫ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

Макс ФРАЙ, Андрей КОВАЛЁВ, Марина КОЛДОБСКАЯ, Вячеслав КУРИЦЫН, Светлана МАРТЫНЧИК, Фёдор РОМЕР, Сергей ТЕТЕРИН

ДРУГИЕ АЗБУКИ

Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно, Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Крымский клуб: глоссарий и персоналии, ArtLex - visual arts dictionary, Мирослав Немиров. "А.С.Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт", Мирослав Немиров. Всё о поэзии, Словарь терминов московской концептуальной школы, Словари на gramota.ru



Идея: Марат Гельман
Составитель словаря: Макс Фрай
Руководство проектом: Дмитрий Беляков